GRCIC - фамилия дизайнера

GRCIC X RADO Швейцарский часовой бренд Rado отмечает очередное событие в своей истории на Vienna Design Week: выход в Австрии новой модели Rado Ceramica, разработанной всемирно известным промышленным дизайнером Константином Грчичем. Чтобы отметить 10-й юбилей Венского фестиваля дизайна, который проходит с 30 сентября по 9 октября, Грчич также разработает дизайн витрин в бутике Rado в центре Вены. В рамках фестиваля на выставке в центре Вены бренд продемонстрирует процесс создания модели Ceramica, а также другие работы Грчича. Интервью с Константином Грчичем о времени, дизайне и материале.

-    Как Вы относитесь к часам и времени?

У меня отличное чувство времени. Я бы даже сказал, что время  действительно имеет для меня значение. Расчет времени — это дисциплина. Но, кроме того, это чувственность и элегантность. Правильный расчет времени играет ключевую роль в жизни. Я всегда это знал. Свои первые часы я получил в 6 лет, и с того момента я всегда ношу часы. Я надеваю их, когда просыпаюсь, и снимаю, когда ложусь спать.

-    Компания Rado известна своим новаторством в отношении материалов — насколько важны материалы в Вашей работе дизайнера?

Материалы определенно имеют ключевое значение. Все, что мы разрабатываем, имеет физические параметры. Из чего и как это сделано? Правильный подбор материала определяет эффективность и долговечность продукта. И даже более того, это определяет способ производства, что является решающим моментом в коммерческой деятельности. Я ни в коем случае не эксперт в материалах, но мне очень интересно разбираться в них, насколько это возможно. Чем больше я о них знаю, в том числе и об их ограничениях, тем более эффективно я могу их применять. Разумное и экономичное использование форм материалов — это важная часть моего представления о хорошем дизайне.

GRCIC для журнала Geneve

-    Вы удивляете разнообразием продуктов и проектов, разработанных Вами на протяжении Вашей карьеры. У Вас наверняка было множество предложений сотрудничества. Что подтолкнуло Вас принять приглашение в проект Rado?

Сотрудничество между дизайнерами и промышленностью всегда действует на различных уровнях. Когда я впервые встретился с командой Rado, между нами возникло приятное взаимопонимание. Хорошие личные отношения — это основа любого успешного сотрудничества. Работа на любой бренд швейцарских часов уже уникальна, но что касается Rado — ключевым при выборе стало то, что они используют собственную технологию высокотехнологичной керамики. Конечно же, мне это показалось очень интересным.

-    Были ли Вы как-то связаны с Rado до этого проекта?

В самом начале моей карьеры немецкий журнал Vogue попросил меня принять участие в рекламной фотосессии часов. Разные люди носят разные часы — в этом заключалась идея. И по неизвестной мне причине арт-директор Vogue решил, что я должен надеть черные Rado Ceramica. Наверное где-то в их архивах осталось фото, запечатлевшее первое знакомство очень молодого меня с Rado Ceramica. Интересно, что спустя четверть века компания Rado попросила меня изменить дизайн именно этой модели.

-      Что Вас вдохновляло при создании нового дизайна Rado Ceramica?

Создание нового дизайна для классики — это всегда сложная задача. Как дизайнер ты берешь на себя ответственность за то, чтобы не испортить наследие оригинальной модели. Процесс создания дизайна заставляет тебя решать, насколько тесно привязываться к оригинальному оформлению и насколько сильно отходить от него. Оригинальные часы Ceramica на сегодняшний день до сих пор выглядят восхитительно. Их оформление абсолютно культовое и простое, и именно это вдохновляло меня при создании нового дизайна — не только в формальном смысле, но и с точки зрения бескомпромиссной позиции. Я предпочитаю подходить к проекту с очень субъективной точки зрения. Я спросил себя: что бы я хотел изменить в оригинальном дизайне Ceramica, чтобы мне хотелось носить их сегодня?

Rado Ceramica

-    Почему в качестве флагманской модели часов Вы выбрали модель, выпущенную ограниченной серией?

Именно у этой модели матовое покрытие, которое, как мне кажется, делает форму часов более сильной. Оформление циферблата здесь смелое и практичное. Я вдохновлялся часами пилотов — меня они привлекают своей простотой и четкими графическими элементами. Лично я считаю, что часы в первую очередь являются инструментом для измерения времени. И мне кажется, что нам удалось этого добиться в нашей фирменной модели.

-    Серия ограничена до 701 экземпляра — это число имеет для Вас какое-то особое значение?

Rado предложили выпустить 700 единиц этой модели. Я добавил еще одну лично для себя.

-    Это первый случай Вашего сотрудничества с часовым брендом?

Да, мое сотрудничество с Rado — это первый раз, когда я работал с часовым брендом. Производство часов, особенно тех, на которых стоит отметка «Сделано в Швейцарии», выглядит закрытым для таких аутсайдеров, как я. Есть нечто вполне очевидное в сохранении специальных знаний в рамках тесного круга экспертов. Автомобильное производство устроено таким же образом. Однако если появляется шанс стать частью такого мира со своей свежей и непредвзятой точкой зрения, это может способствовать возникновению интересного творческого потенциала с обеих сторон. Проект Ceramica предоставил мне такую возможность.

-    Что было сложным по сравнению с другими продуктами, для которых Вы разрабатывали дизайн?

Самым сложным для меня оказался масштаб. Часы имеют намного меньшие размеры, чем предметы, которые мы обычно разрабатываем. Чтобы рассмотреть мельчайшие детали, пропорции и пр., приходилось увеличивать масштаб на компьютере в десять раз. Невозможно работать над часами в масштабе 1:1, как мы обычно делаем при разработке стульев и прочих продуктов. Часы содержат очень мелкие детали — размером всего 0,2 или 0,25 мм. Довольно сложно осознать такие нюансы, но они действительно имеют большое значение. Я могу «на пальцах» разобраться в размерах до 2, 3 или 4 мм — я точно знаю, как они выглядят. В то время как 0,05 мм довольно сложно понять. У меня было ощущение, будто я учу новый язык.

-    Сколько времени у Вас заняла разработка нового дизайна Rado Ceramica?

Мое первое общение с командой Rado произошло ровно три года назад. С того момента около 4–5 месяцев мы потратили на первоначальную концепцию дизайна. После этого пошла разработка. Проработка каждой детали часов с доработкой мелкими шажками. Неудивительно, что разработка нового продукта занимает столько времени. Часы похожи на крошечный двигатель. Они должны работать в любом виде. Теперь, спустя такое время, я с восторгом осознаю, что смогу носить свои собственные часы Rado Ceramica.

-    На что похожа работа с Rado?

Rado — знатоки своего дела. Они — часть очень специализированного часового производства. Что хорошо в работе с такими компаниями — они знают все о том, что делают. Они крайне целеустремленны и профессиональны. И мне это очень нравится. В конкретном случае с Rado это заключается в технологии высокотехнологичной керамики. Они разработали эту технологию для производства часов, а потому невероятно опытны в ней. Керамика — это один из наиболее высокотехнологичных материалов из тех, что я знаю. А в Rado работают с ней довольно давно. Большинство часов Rado изготовлены из высокотехнологичной керамики, а не из металла. Она отливается под очень высоким давлением, в результате чего создается невероятно твердый и плотный материал. Такой тип керамики нельзя сравнивать с той, которая используется в посуде. Это абсолютно другое. Часы из высокотехнологичной керамики очень прочные — тверже нержавеющей стали. Этот материал легче стали, у него более приятная температура при носке, и он устойчив к появлению царапин. Керамический порошок может смешиваться с пигментами, что позволяет создавать различные оттенки. Его можно отполировать до зеркального блеска или создать бархатное матовое покрытие, которое лично мне нравится больше всего.