Очарование эмалевого циферблата

Потерпев поражение в борьбе с кварцевыми часами за точность хода, механические модели перестали быть просто функциональным инструментом определения времени. С 80-х годов прошлого века основную ценность им придает ручная работа мастеров: от сборки и настройки калибров до украшения циферблатов и корпусов различными декоративными техниками. Значительный вклад в возрождение интереса к эмалевым циферблатам внесла марка Ulysse Nardin, в 2012 году приобретшая фабрику Donze Cadrans SA, основанную Франсисом Донзе в 1972 году.

Эмаль представляет собой стекловидный материал в форме кристаллов, в состав которого входят кварц, шпат, каолин и оксиды металлов. Добавление последних позволяет мастеру добиваться нужного цвета и широчайшей палитры всевозможных оттенков. Полученная смесь обжигается в печи при высокой температуре (температура и время обжига регулируются эмальером, который опирается на свой опыт). Данный процесс связан с художественной обработкой металла, поскольку основной для рисунка является золото, серебро или медь. 

материал для эмали

Ценность эмалевых циферблатов заключается не только в разнообразии цветов и сюжетов, но и в их эксплуатационных характеристиках: краски практически не выгорают и не блекнут со временем. До сих пор в музеях хранятся часы, чья колористическая гамма ничуть не изменилась. Однако при этом у эмали есть одно свойство, которое делает производство дорогим и не позволяет реставрировать поврежденные циферблаты, – хрупкость. Одно неловкое движение – и заготовка отправляется в корзину. Мастеру необходим большой опыт, чтобы чувствовать материал. В случае же с реставрацией исторических моделей новый обжиг сжигает старые краски, а “холодный” метод восстановления, практикуемый в наши дни, малоэффективен, так как дополнения отличаются от оригинала по цвету и фактуре.

На Donze Cardans мастера работают в трех основных эмалевых техниках: сhamplevé (выемчатая), сloisonné (перегородчатая) и flinqué (на гравировке). В первом случае при помощи резца на циферблате вырезаются ячейки, которые заполняются эмалью. Затем изделие обжигается до тех пор, пока эмаль не начнет плавиться. После того как поверхность остывает, ее подвергают полировке.

При работе с перегородчатой эмалью контур рисунка намечается при помощи тончайшей золотой проволоки, чья толщина составляет всего лишь 0,05 мм – она вручную сгибается и прилепляется к циферблату. Внутрь общего контура помещаются мелкие детали рисунка, затем к каждой ячейке подбирается цвет. На циферблат наносится несколько слоев эмали. Затем он обжигается в печи при 800– 1200 ºС в общей сложности пять раз и после полируется. Такое множество цветных слоев создает ощущение особой глубины и объемности. В месяц изготавливается 10–12 циферблатов.

Ulysse Nardine

Наконец, последняя техника сочетает в себе гравировку и нанесение эмали. Ее эффект заключается в том, что эмалью покрывается гравированная поверхность, и чем тоньше эмалевый слой, тем явственнее проступает рельеф, создавая таким образом иллюзию объема. При обжиге эмаль плотно заполняет углубления и чуть прикрывает выступающий рельеф. Стекловидная масса может быть бесцветной или, наоборот, цветной, но всегда прозрачной. На создание одного такого циферблата требуются 54 процесса, 12 процедур горячей сушки и до 80 часов кропотливой ручной работы.

Коллекция марки Ulysse Nardin вы можете посмотреть в нашем каталоге.