logo_gp_fr Recurso 6 image/svg+xml image/svg+xml
Фильтры
В магазин
Брак в Кане

У полотна Паоло Веронезе «Брак в Кане Галилейской» долгая и неспокойная история. Если бы не войны и разделы влияния главных держав мира, быть ей в бенедиктинском монастыре Сан-Джорджо. Но судьба распорядилась иначе – сегодня полотно можно увидеть в Лувре. Причем, по статистике, к этому полотну посетители чаще всего поворачиваются спиной.

У картины итальянского живописца Паоло Веронезе много достоинств. Во-первых, возраст. Это старое полотно - «Брак в Кане Галилейской» написан в 1562–1563 гг. Во-вторых, автор. Паоло Кальяри, он же Веронезе - блестящий колорист венецианской школы. Ему подвластны были самые сложные жанры - большие алтарные картины, монументальные росписи, многофигурные композиции. В-третьих, занятная версия евангельского сюжета. Дело в том, что на своем полотне художник вывел не абстрактных свидетелей чудес Господних, а портреты правителей своей эпохи. Скажем, на картине можно найти Карла V, Франциска I, Сулеймана Великолепного, Марию I и даже венецианского ученого, поэта и дипломата Даниэле Барбаро. Паоло Веронезе мало и этого. Он добавил на полотно своих коллег, венецианских живописцев Тициана, Тинторетто, Бассано и самого себя!

Чудо в Кане

Из всех евангелистов первое чудо Учителя описал один Иоанн Богослов. Скорее всего, он сам был гостем на свадьбе в Кане. А если прислушаться к древнему монархическому предисловию к Новому Завету, то можно предположить даже, что Иоанн и был женихом из Каны. Иисус там оказался в поисках матери. Не застав ее в Назарете, он отправился в Кан – накануне она стала гостьей празднующих. В те времена евреи отмечали свадьбы как минимум неделю, в доме молодоженов одни гости сменяли других, многие оставались на два-три дня. Христа и пятерых его учеников тоже пригласили за стол. Им досталось последнее вино.

Если бы другие гости узнали о нехватке спиртного, хозяева оказались бы в унизительном положении. Положение решила спасти Мария – она обратилась к Иисусу за помощью. А тот в свою очередь решил показать, что для Бога наши мысли и чувства имеют большое значение. А место для чудес – не только дворцы, но и обычный деревенский дом. Иисус превратил в вино примерно 600-700 литров воды. Это не только свидетельство масштаба чуда, но и секрет перехода в другое историческое измерение, метафора начала мессианской эпохи. С этой истории начинается Новый Завет.

Непростой Веронезе

Паоло Веронезе (настоящая фамилия Кальяри) родился в Вероне. Отец, резчик по камню Габриеле ди Пьетро Кальяри по прозвищу Спезапедра, во многом определил жизненные интересы своего отпрыска. С самого нежного возраста Паоло помогал отцу, еще в детстве успел освоить его ремесло. А в 14 лет оказался в подмастерьях у знатного художника Антонио Бадиле. Причем, в своей живописной технике Веронезе быстро перерос учителя. Уже в 20 лет он мог похвастаться чистыми, пронизанными светом тона, соединяемые прозрачными тенями. Достаточно взглянуть на его раннее полотно «Иисус среди книжников», демонстрируемое в Прадо.

В 1553 году молодой Кальяри переселяется в Венецию. Его первым заказом стала роспись плафона только что отремонтированного зала Совета десяти во дворце дожей. С тех пор и до самой смерти он всецело принадлежит городу каналов. С этого же времени художник начал подписывать свои работы Паоло Веронезе, то есть «Веронец».

За роспись потолка библиотеки Сансовино власти Венеции официально преподнесли ему золотую нашейную цепь, а сам Тициан удостоил личной похвалы. У Паоло хватало частных заказов. К тому же в вечности остались и росписи самых сложных в архитектурном отношении ренессансных зданий того времени— творений венецианских архитекторов Микеле Санмикели, Андреа Палладио и Якопо Сансовино.

Попадал Веронезе и в неприятные ситуации. Скажем, его картина «Тайная вечеря», написанная для собора Святого Иоанна и Павла, спровоцировала громкий скандал. Безупречную в художественном отношении работу инквизиторы сочли весьма спорной из-за нетрадиционной композиции. Кроме того, по своему обыкновению, художник «населил» картину неканоническими персонажами – тут вам и собака, и слуга с окровавленным носом, и уличный актёр с попугаем. В ответ на обвинения Веронезе заявил, что художники пользуются «теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие». Автор сохранил жизнь и свой статус, однако, переименовал картину в «Пир в доме Левия» и даже немного ее переписал. Сегодня это полотно находится в коллекции Венецианской академии.

Заказчик «Брака»

«Брак в Кане Галилейской» Веронезе создавал для бенедиктинского монастыря Сан-Джорджо Маджоре. Ей сразу было отведено место в трапезной. Монахи остались очень довольны работой. Картина провисела на своем законном месте две сотни лет! А потом случилось страшное. В конце 18 века Венецию захватила Франция. Правителям пришлось подписать мирный договор, по которому венецианцы обязывались выплатить солидную контрибуцию, а вдобавок передать Франции три линейных корабля и 20 картин.

Отбирать картины снарядили французского исторического живописца Жана-Симона Бартелеми. И он сходу «зафрахтовал» полотно Веронезе. Внушительное (660 х 990 см) полотно путешествовало на новую родину по морю целый год. За это время оно весьма поистрепалось. К тому же свою отметину на нем оставили крысы. До начала XIX века картину непрерывно реставрировали. А тут и война кончилась. Причем, Наполеона сослали на остров Святой Елены, а Европу снова «переверстали». На этот раз Венеция досталась Австрии. Встал вопрос путешествия картины на родину. Однако, «Брак» так и не вернулся в монастырь.

Вместо классического полотна Веронезе в Венецию отправилась картина «Праздник в доме Симона» работы Шарля Ле Брюна. «Брак» остался в Лувре. Ну, как остался. Картина пережила еще три эвакуации. Скажем, во время Франко-прусской войны «пожила» в Бресте. А на годы Второй мировой - в Монтобане. В 1942 году она вернулась в Лувр, и с тех пор не покидала Зал законодательных собраний, где выставлены лучшие произведения итальянской живописи. Ровно напротив «Моны Лизы». К сожалению, немногие являются в зал №711, чтобы увидеть именно «нетленку» Веронезе – обычно все добредают сюда ради небольшого (77 на 53 см) полотна Леонардо да Винчи. Как-никак оно старше. А еще оно, возможно, «Мона Лиза» - самое известное произведение живописи всех времен. «Браку» достаются спины, а не глаза.

Комментарии
Авторизируйтесь, чтобы принять участие в обсуждении, подписываться на авторов, сохранять материалы и писать свои
Почитайте статьи на тему
Вход
Регистрация
Поделиться