logo_gp_fr Recurso 6 image/svg+xml image/svg+xml
Фильтры
В магазин
Брэнд или комфорт: что происходит на рынке премиальных авто в России

Западные бренды становятся все дороже, а китайские все шире представлены на нашем рынке. Свой покупатель есть и у первых, и у вторых.

Рынок автомобилей в России все еще находится в стадии реорганизации. «Официальные» дилеры западных марок уже не официальные, на смену привычным брендам приходят китайские, а все остальное ввозится по параллельному импорту. Однако расстаться с привычками всегда непросто, в том числе тем, кто выбирал премиальные модели. Их априори не так много, как авто масс-сегмента, а сейчас существуют проблемы с завозом таких машин в страну, и выбор еще меньше.

Одним из следствий этого является увеличившийся в 2023 году спрос на премиальные автомобили старше трех лет. По данным «Авито Авто», только с июня по август он увеличился на 63,9% по сравнению с тем же периодом 2022-го.

Самой востребованной моделью в возрасте до трех лет стала BMW X5 – на нее пришлось 6,3% всех покупок. На втором месте BMW 5-й серии (6,2%.). Третью строчку по привлекательности занял Mercedes-Benz E-класса, доля которого составила 5,9%. Также в ТОП-5 BMW 3-й серии и Lexus RX.  В возрасте от 4 до 6 лет спросом в основном пользовались те же модели.

Верность марке

Как видно из информации выше, далеко не все россияне готовы отказаться от именитых брендов, которым они доверяют. Другой вопрос что и стоимость автомобилей продолжает расти – удорожание уже сейчас может составлять 10% и выше. При этом с 1 августа в России начали действовать новые правила утилизационного сбора. Платить его должны юридические лица при легализации авто в России, а также физические лица, ввозящие более одной машины в год. Размер зависит от объема двигателя и стартует с 81,2 тысяч рублей за объем менее литра, а заканчивается 1,2 миллиона за объем свыше 3,5 литров.

Автомобили премиального сегмента, как известно, скромными объемами двигателя обычно не отличаются, поэтому новый механизм сильно ударит и по ним, фактически поставив под вопрос целесообразность параллельного импорта дорогих авто для дилеров. Ведь не стоит забывать, что элитные машины и раньше ввозились поштучно, не были и не могли быть массовым продуктом.

Добавим к этому ослабление курса рубля и, вероятно, уже в ближайшей перспективе получим некоторое падение спроса на элитные средства передвижения. А также расширение возрастных рамок авто, в диапазоне которых оно будет оставаться привлекательным для россиян.

Впрочем, пока список моделей, доступных по параллельному импорту, остается достаточно широким, и выбрать есть из чего. Туда, в частности, входят Land Rover, Jaguar, Bentley, Hummer, Mercedes-Benz, Maybach и Lexus. Минпромторг РФ не исключает вероятности сужения этого перечня, но, пока такого решения принято не было, так что приобрести желаемое авто вполне возможно. К тому же, давайте не забывать, что премиум-сегмент включает в себя не только модели представительского класса, но и класса «бизнес», более доступные по цене.

Кроме того, несмотря на любовь к западному автопрому, на рынок активно заходят китайские производители. В том числе с премиальными моделями.

Тренд на восток

Согласно данным «Автостата», с января по июль 2023 года в России было продано 28 тысяч премиальных китайских автомобилей. Что в 5,5 раза больше, чем в первом полугодии 2022-го. Так что, несмотря на привередливость некоторых российских автолюбителей по отношению к китайским маркам, факт остается фактом – они прочно обосновались на нашем рынке.

Примечательно, что 73% всех продаж китайских авто премиального сегмента приходится на Exeed. Сегодня это авто на российском рынке рекламируют с привлечением Полины Гагариной, и в целом очевидно, что производители из Китая намерены усиливать свои позиции в России. На втором месте бренд Tank, с 14% от общего количества продаж. А замыкает тройку лидеров Voyah, с 6% доли рынка. Напомним, что это премиальное подразделение китайской компании Dongfeng, специализирующееся на гибридах и электрокарах.

Про GAC, LiXiang, Zeekr, Hongqi, Skywell и HiPhi в России слышало намного меньше людей – на всех этих китайских производителей в целом приходится лишь 8% продаж.

Из новых премиальных моделей можно также отметить кроссовер Geely Monjaro, который призван венчать всю модельную линейку автопроизводителя в России. В 2021 году эта модель вышла на китайский рынок под названием Geely Xingyue L, а сейчас покоряет наш.

Кстати, о российском рынке. Aurus Senat вроде бы неплохо себя чувствует, но это все-таки автомобиль представительского класса, далекий от массового распространения. В остальном говорить про какой-то премиальный сегмент отечественного производства пока, увы, не приходится. Есть отдельные, не очень массовые предложения, но их доля на рынке слишком мала.

Резюмируя – западный премиальный сегмент в России будет постепенно сужаться и дорожать. Разумеется, если кто-то очень хочет позволить себе последнюю модель Lexus или Bentley – он это сделает, невзирая на утилизационный сбор и курс рубля. Но есть и другая категория людей – которые от элитных авто ждут повышенного уровня комфорта. И они, очевидно, будут постепенно пересаживаться на более бюджетные и доступные китайские аналоги.


Комментарии
Авторизируйтесь, чтобы принять участие в обсуждении, подписываться на авторов, сохранять материалы и писать свои
Почитайте статьи на тему
Вход
Регистрация
Поделиться