Однажды Pepsi решили сделать ход конём. Убрать из состава коричневый краситель, сделав напиток чуть более привлекательным для тех, кто опасается ненатурального состава.
Pepsi выпустили свой напиток под названием Cristal, который довольно успешно стартовал в медиа.
В это же время Coca Cola решила выполнить мечту всех, кто мечтал прикончить одного австрийского художника во младенчестве, пока он не захватил власть в Европе. И вот, почти сразу после выхода напитка Pepsi Cristal анонсировала свой напиток, который был такой же прозрачный, похож этикеткой, стоял рядом на полке, но был отвратительным на вкус (в отличие от Pepsi, который был вполне ничего).
В итоге, случилось то, на что красные банки рассчитывали — люди не стали разбираться, чей прозрачный напиток вкуснее.
Coca Cola, как боец ММА, понимая, что у неё сильная позиция в борьбе, а не в стойке, вернула Pepsi на татами подкрашеных коричневых напитков, не давая Pepsi отхватить новый кусок рынка.
Выводы?
Казалось бы, классный кейс, как, подпортив малину конкуренту, можно вести конкурентную борьбу дальше. Но, во-первых, оба этих бренда имеют настолько огромный капитал узнаваемости и репутации бренда, что некоторые репутационные потери не скажутся на них серьезно. Во-вторых, они действуют на многомиллиардном рынке потребителей В2С по всему миру.
Как это бывает в жизни простого предпринимателя?
— Конкуренты — жулики, а мы хорошие.
— Они ничего не умеют, вы только посмотрите!
— Я слышал, что они обманули клиента, вот смотри…
… и далее в таком духе.
К чему это приводит? К тому, что потребитель начинает думать, что вся индустрия — сплошь криворукие обманщики. И перестаёт покупать или покупает с меньшей охотой у всех, включая того, кто пытался потопить остальных.
Чем бы вы ни занимались:
Продажей охранного оборудования, юридическими услугами, медициной, консалтингом, настройкой рекламы, трейдингом — чем угодно — работайте над тем, чтобы ваш рынок в целом вызывал больше доверия. Действуйте в общих интересах.
И не пытайтесь идти по головам коллег по цеху — это всегда гробит индустрию в целом. Вы можете выиграть сделки в короткой перспективе, но вы сами столкнётесь с водой из колодца, который сами недавно отравили.
- Лучше растите рынок.
- Дружите с коллегами.
- Образовывайте клиентов.
- Создайте моду на ваш продукт и желание быть причастным к таким продуктам, как ваш.
Я люблю работу в своей компании Fedotov Studio. Кто упрекнёт нас в том, что мы топим коллег? Напротив, весной 2024 года мы провели тайные закупки у маркетинговых компаний, после чего раздали обратную связь с рекомендациями по улучшению процесса коммуникации наших «конкурентов» с их потенциальными клиентами.
Я регулярно даю консультации начинающим маркетологам и опытным владельцам агентств.
С удовольствием передаю проекты другим маркетинговым агентствам, если понимаю, что они справятся лучше (например, если нужно продать франшизу или онлайн-курсы).
Потому что формировать классную среду — это задача каждого участника вашего рынка.
Работать сообща на сильном рынке проще, прибыльней и кайфовее, чем находиться в состоянии войны посреди вонючего болота.
Подумайте об этом в свете планов на следующий год, хорошо?