logo_gp_fr Recurso 6 image/svg+xml image/svg+xml
Фильтры
К другим материалам
Дворец пьянствоблудия или ролики в России
Катание на роликовых коньках – популярный сегодня вид спорта или просто активного досуга, развитая отрасль спортивной индустрии. Сложно представить, что изначально ролики – увлечение высшего света, но это именно так.

В этом материале расскажем краткую историю роликовых коньков и их приключениях в Российской империи. Вас ждут разбитое зеркало, музыкальные автоматы, скандалы, интриги, расследования.

Первое появление

Время и место изобретения роликов покрыты тайной. Первое задокументированное упоминание о них в лондонских архивах относится к 1743. Имя автора первой официальной презентации роликовых коньков нам уже известно доподлинно. Джон Джозеф Мерлин, который, кстати, занимался среди прочего часовой механикой и музыкальными автоматами, разработал ролики с металлическими колесами. К сожалению, его конструкция была несовершенной: изобретение мастера оказалось практически неуправляемым – прямо во время презентации Мерлин въехал в большое зеркало и разбил его.

Первый патент на роликовые коньки был получен во Франции в 1819 году, месье Птиблэ заботился об авторских правах. Его коньки представляли собой деревянную подошву с тремя колесами, расположенными в ряд. Коньки крепились к обыкновенной обуви с помощью ремней.

Парижский изобретатель Луи Легран первым переосмыслил линейный подход, создав коньки с четырьмя колесами, расположенными в два ряда на пятке и носке. Коньки Леграна использовались в 1849 году в постановке оперы Джакомо Мейербера “Пророк” в Парижской опере для изображения ледяного катка. Стоит отметить, что тормоз для роликов в то время еще не придумали.

Вариант, знакомый нам по старым западным фильмам, появился 1863 году в Нью-Йорке. Американец Джеймс Леонард Плимптон разработал устойчивую конструкцию двухполозных квадров с попарным расположением колес. Сам Плимптон начал кататься на коньках по совету врача. Чтобы укреплять здоровье не только зимой, он изобрел удобные и универсальные ролики, которые можно было использовать в любое время года. Его версия роликов стала более маневренной за счет шарнира с резиновой подушкой. Он же проспонсировал открытие первого публичного роллердрома в 1866 году в Ньюпорте.

На пике славы

Плимптон продвигал катание на роликах как “приличное” занятие для высшего света. Леди и джентльменам предлагали насладиться живым оркестром, пощеголять новым модным костюмом, обсудить сплетни света. Для иллюминации катков использовали редкое по тем временам электрическое освещение. Каток или скетиг стали для знати третьем местом, где можно приятно провести время в движении и общении.

В конце XIX века такие катки стали настолько популярными, что конкурировали с бальными залами. Французский журнал Le Monde Illustré писал о “безумии на колёсах”, охватившем Париж. И наконец в 1876 году для роликов изобрели тормоза.

Американский скетинг-ринг в Петербурге

Мода на ролики пришла в Российскую Империю с опозданием примерно в полвека. Знаковым заведением для богатой петербургской молодежи и публики полусвета стал American Roller Rink или попросту “Американский скетинг-ринг”.

История “Скетинга” началась с конфликта. Для здания был выбран необычный участок – Марсово поле. Традиционно это было место военных смотров и парадов. В начале века поле пустовало, предлагались различные идеи по его обустройству: разбить парк, построить дворец правосудия или поставить памятник Александру II. Никто не планировал отдавать столь выгодный участок земли для западных развлечений. Уже во время строительства выяснилось, что разрешение использовать территорию, принадлежащую военному ведомству застройщик получил незаконно, используя личные связи. За такое организаторы могли бы угодить в тюрьму, но скандал удалось замять.

Здание благополучно было построено компанией "Роял-Ринкерс" по проекту австрийского архитектора Шреттера и открыто в октябре 1910 года. Проект был очень масштабный – вместимость до двух тысяч посетителей. Помимо места для катаний внутри были предусмотрены ресторан с алкоголем, живой оркестр, обилие растений, богатые укращения. Аванзал был выдержан в стиле ампира и дополнен аркадой греческих колонн с вазами. За катающимися можно было наблюдать со второго яруса галереи или ложи, куда обычно заказывали шампанское во льду. Для посетителей был предусмотрен даже телефон – большая роскошь для того времени. Зимой асфальтовый каток заливался льдом и использовался для катания на обычных коньках.

Владельцы наняли заграничных спортивных инструкторов из Англии, Германии и Франции, пообещав солидную зарплату. Для привлечения аудитории помимо обычных катаний устраивались костюмированные балы-маскарады, шуточные состязания на роликах, весело отмечали Новый год и другие праздники.

Рекламная стратегия оказалась успешной: петербургская публика быстро переняла европейское развлечение. Билеты были достаточно дорогими, рассчитанными на состоятельную публику – бизнесс шел в гору.

Репутационный крах

Но безоблачный успех был недолог. Вскоре скетинг приобрел дурную репутацию как место для безконтрольного кутежа, супружеских измен и тайных незаконных сделок. Редакция Петербургской газеты сообщала: “под флагом скетинг-ринга вырос грандиозный ресторан для всепьянейшего препровождения времени с шампанским на десятках столиков, с отдельными кабинетами и с торговлей до часа ночи”.

Под видом спортсменов на каток попадали взяточники и по слухам даже иностранные шпионы. Один из самых громких скандалов был связан с дамой полусвета Марией Толстинской. Она часто посещала каток и однажды влюбилась в молодого тренера Альберта Грейчунаса. Он ответил взаимностью и даже оставил работу и поступил на ее содержание. Вскоре в петербургской квартире прислуга обнаружила бездыханное тело Марии. Девушка была задушена, похищены драгоценности. Любовник с бриллиантами своей несчастной подруги попытался бежать в Пруссию.

Это убийство вызвало широкий общественный резонанс. После такого уважаемая состоятельная публика связывать себя со скетингом не хотела. Скетинг заполнился представителями криминального мира, окончательно погрузился в разврат и упадок. И в итоге в 1914 году был закрыт.


Комментарии
Авторизируйтесь, чтобы принять участие в обсуждении, подписываться на авторов, сохранять материалы и писать свои
Почитайте статьи на тему
Обсудить на форуме
Вход
Регистрация
Поделиться