logo_gp_fr Recurso 6 image/svg+xml image/svg+xml
Фильтры
К другим материалам
Вне времени: часы как символ в искусстве от Ванитас до Дали
В обширном пространстве художественной символики мало объектов, которые так пленяли воображение художников, как часы. Пожалуй, самое известное полотно, посвященное теме времени принадлежит кисти Сальвадора Дали.

В этой статье подробно рассмотрим путь Дали к сюрреализму, его работу «Постоянство памяти» и значение времени для художников-сюрреалистов.

Рождение жанра

Прежде чем погрузиться в сюрреализм, стоит отметить, что часы появились в искусстве гораздо раньше XX века. На голландских натюрмортах vanitas XVII века часы служили напоминанием о краткости жизни. Название жанра происходит от латинского vanitas — «суета, тщеславие» и восходит к библейской цитате из книги Екклесиаст, где сказано «суета сует, — всё суета!»

Аллегорические натюрморты представляют целую систему символов, шифрующих сообщение о бренности жизни. Чаще всего на картинах встречаются черепа, подгнившие фрукты, осыпающиеся цветы. Самые ранние натюрморты такого типа писали с обратной стороны портрета.

Постепенно композиции натюрмортов становились сложнее, манера реалистичней, предметно-аллегорический мир vanitas обогатили часы, бабочки, мыльные пузыри, зеркала, игральные кости и многие другие атрибуты временной земной жизни. Так в европейском искусстве появился жанр натюрморта.

За гранью реального

Сюрреалистическое движение начала XX века совершенно иначе видело реальность и в частности время. Под влиянием психологии Фрейда, его идее бессознательного, скрытого за завесой рационального разума, сюрреалисты решили бросить вызов традиционным представлениям о действительности.

В 1924 году французский писатель Андре Бретон определил основные положения нового течения в «Первом манифесте сюрреализма». Он предлагал отказаться от диктата рационального и переключиться на чистый психический автоматизм, с помощью которого можно изобразить реальное функционирование мысли. Сюрреалисты старались добиться откровения высшей реальности, которая раскрывает себя во снах, под гипнозом и других пограничных состояниях.

Путь к сюрреализму

Сальвадор Дали пришел к сюрреализму через кино. Как известно, Дали испанского происхождения, и свою карьеру живописца он начал с академического образования в Мадриде. Но диплома Дали не получил, в 1926 году его выгнали из академии за непочтительное отношение к профессорам. Дали отправился в Париж – центр культурной жизни европы того времени, где познакомился с авангардными художниками первой величины Пабло Пикассо, Хуаном Миро и быстро стал своим в богемных кругах.

Луис Бунюэль, друг Дали по испанской студенческой резиденции, решил попробовать себя в кино и Сальвадора присоединиться к проекту. Результатом их совместных трудов стал культовый авангардный фильм 1929 года «Андалузский пёс». В лучших традициях сюрреализма сценарий к фильму составили из снов авторов. Фильм принципиально лишен сюжета и выстроен из ряда рационально не связанных между собой странных сцен. Время здесь разорванно, как и смысловые связи. Смотреть на некоторые сцены рядовому зрителю может быть некомфортно и даже противно.

Бунюэль прекрасно это понимал и пришел на премьеру фильма с камнями в карманах, чтобы при случае отбиваться от недовольных зрителей. Но вопреки ожиданиям творческая богема 1920-х на удивление быстро и просто приняла фильм. Один из самых ярых поклонников киноавангарда, виконт Шарль, даже заказал у авторов своеобразное продолжение и профинансировал киноленту «Золотой век».

Постоянство памяти

Свой опыт сюрреалистического Дали из кино перенес в живопись. В 1931 году он создал одну из самых известных своих картин «Постоянство памяти». Небольшая картина размером всего 24 × 33 см несет в себе огромный психологический заряд, который вот уже почти столетие вызывает отклик у зрителей.

На картине изображены несколько карманных часов на фоне пустынного пейзажа. Отдаленная береговая линия, горы и небо, засохшее дерево – все это служит фон для необычных жидких часов, свисающих с ветки или стекающих с края платформы.

Сам пейзаж напоминает Порт—Льигат в Каталонии, Испания, – место, которое Дали называл своим домом. Часы, несомненно главное в этой картине, однозначно интерпретировать сложно.

Плавящихся часов на картине несколько, они покрывают различные предметы: одни висят на странном белом существе в центре картины, его часто интерпретируют как искаженный автопортрет спящего Дали, другие тают на поверхности, третьи висят на платформе, напоминающей стол или ящик, четвертые лежат там же циферблатом вниз.

Искусствовед Доун Адес предлагает следующую трактовку: «Мягкие часы — это бессознательный символ относительности пространства и времени, сюрреалистическая медитация и крах наших представлений о фиксированном космическом порядке». Альтернативные версии говорят о субъективности времени, невозможности воссоздать в памяти прошлое достоверно. Текучие часы в таком случае символизируют изменение мысли со временем. Также картина может быть изображением нелинейности времени, трое часов, объединенных в одном пространстве – это прошлое, настоящее и будущее, а перевернутые часы – недоступное человеческому разуму время той самой высшей реальности, которую стремились найти сюрреалисты.

Что говорил Дали

Хорошая новость в том, что для сюрреалистических картин каждая трактовка становится верной. Сам принцип сюрреализма предполагает максимальную свободу интерпретации. Дали на протяжении всей своей жизни предлагал несколько объяснений загадочной картины:

  1.  Относительность времени. Под влиянием теории относительности Эйнштейна, которая в тот период произвела революцию в физике, Дали представлял время как нечто гибкое, а не жесткое.
  2. Логика сновидения. Дали утверждал, что этот образ возник у него, когда он наблюдал, как сыр Камамбер плавится на солнце. Превращение твердого вещества в текучее отражает то, как по-разному протекает время в наших снах.
  3. Смертность. Часы даже в жидком состоянии по-прежнему показывают время, причем на каждом циферблате разное. Время тает и впереди его остается все меньше. Единственные часы в обычном состоянии перевернуть лицевой стороной вниз и покрыты муравьями – символами распада в визуальном словаре Дали. Таким образом, Дали отдает дань традиции, тематически возвращаясь к голландскому натюрморту.

Комментарии
Авторизируйтесь, чтобы принять участие в обсуждении, подписываться на авторов, сохранять материалы и писать свои
Почитайте статьи на тему
Обсудить на форуме
Вход
Регистрация
Поделиться