
В этой статье мы погрузимся в удивительный мир Кремлевских курантов, рассмотрим их историю, архитектурные особенности и музыкальное значение, а также роль, которую они играют в жизни россиян.
Раннее время
Представьте себе Москву, много веков назад. Растущий средневековый город, на Красной площади шумные торговые ряды. В то время москвичи называют ее Великим торгом (то есть рынком) или по названию главной церкви – Троицкой. Сейчас о торговых рядах напоминает ГУМ и ежегодные праздничные ярмарки.
Самые ранние упоминания о часах в Кремле относятся к XV веку, времени правления Василия I. Сербский монах Лазарь привез в Москву часы для великокняжеского двора. По текстам Воскресенской и Троицкой рукописи можно установить, что часы отмечали каждый час звоном. Это был символ особого статусы Москвы и ее связи с остальным миром, часы в то время были огромной редкостью.
В 1491 году на месте старой Фроловской стрельницы возвели Спасскую башню на том же месте, где она стоит сегодня. В то время Москва утверждалась как столица, важно было сделать ее презентабельной. Точное время появления башенных часов в Кремле неизвестно, но часовщики на службе у царя появились уже в XV веке. На Спасской башне был установлен колокол для часового боя. Однако этим часам не суждено было прослужить вечно. Пожары, обычное явление в средневековой Москве, взяли свое. Часы неоднократно повреждались и требовали ремонта.
Голландский колорит XVII века
Царь Михаил Федорович, первый из династии Романовых, решил, что с обновлением царской фамилии пришло время для серьезной модернизации столицы. Он поручил команде русских и английских часовщиков во главе с Христофором Галовеем изготовить новые часы для Спасской башни. К сожалению, первые часы Галовея погибли в пожаре, и пришлось сразу же взяться за вторые.
Часы получились достойными царя! Это была оригинальная модель, демонстрация амбиций России и ее стремления к европейским технологиям. Корпус из дубового массива, позолоченные славянские буквы-цифры продублированы арабскими, стрелку изображал длинный солнечный луч. Из дополнительных функций подвижная карта зодиакальных созвездий и индикация дней недели. При этом большая часть москвичей по-прежнему определяла время на слух – по колокольному звону.
Роскошное устройство недолго служило царскому двору. Пожары по-прежнему представляли большую угрозу, а суровые русские зимы негативно сказывались на хрупком механизме. В 1654 в Москве снова случился пожар. По словам современников, царь Алексей Михайлович плакал у останков сгоревшей Фроловской башни.
С тех пор часы горели еще несколько раз. Их чинили или заменяли новыми, но существенных изменений в конструкцию не вносили.
Вмешательство Петра
Петр Великий, царь, который прорубил окно в Европу, также оставил свой след в истории Кремлевских часов. В начале XVIII века он приказал установить в Кремле новые часы из Амстердама в западноевропейском стиле, с арабскими цифрами вместо кириллицы. Решение Петра отражало его усилия во всем добиться вестернизации России. Он хотел, чтобы Кремлевские часы, символ Москвы, стали символом современного взгляда на мир.
Новые куранты, как и старые, были музыкальны. Громкий колокольный звон сообщал время жителям Москвы и ближайших деревень, особый набат сообщал о пожаре. Часы часто ломались, о чем после переезда Петра в Петербург совершенно не заботились. В очередном пожаре 1737 года по-видимому куранты и вовсе перестали работать.
Следующие часы Москва получила только при Екатерина II. Мастер Фаций настроил на них популярную немецкую мелодию мелодию «Ах, мой милый Августин».
Шедевр XIX века
В 1812 Москва, на этот раз на примерно на две трети сожженная пожаром, была отдана французам. Наполеон намеревался символически взорвать Кремль, но ему помешала стихия – дождь не дал пороху вспыхнуть и сохранил Спасскую башню.
Куранты ремонтировали в 1850-м. Архитектор Тон и братья Бутенопы взялись за подновление декора и переделку механизма. В ходе капитальных изменений циферблат был перекрашен из белого в черный, медные цифры и стрелки покрыты золотом. Бутенопы для большей сохранности часов использовали специально разработанные прочные сплавы, заново подобрали и настроили колокола. Новые часы могли исполнить даже довольно сложные мелодии, например, марша Преображенского полка и гимна «Как славен Господь наш на Сионе». Энтузиасты вдохнули жизнь в ветхий каркас – на старом материале разработали надежный и точный механизм.
Бурный XX век
Кремлевские часы были свидетелями самых бурных событий в истории России. В следующий раз после масштабного ремонта они остановились в 1917. В ходе боев за Кремль в Спасскую башню попал шальной снаряд и повредил маятниковую стрелку Курантов. Часы остановились – символический момент во времена великих перемен.
В 1918 году столицей снова стала Москва, и Кремль вновь обрел особое значение для страны. В музыкальном арсенале Курантов появились новые мелодии: «Интернационал», гимн международного социалистического движения и траурный марш «Вы жертвою пали».
Через еще 30 лет проявились результаты износа. С золотого обода и стрелок начала слезать позолота. На ремонт потребовалось около 26 кг золота. Куранты обновили внешне, но починить сложный и дорогостоящий музыкальный механизм долгое время не удавалось.
В 1977 Куранты замерли на 100 дней. Механизм полностью разобрали, заменили детали пришедшие в негодность.
Музыку Курантов услышали только в 1996 году, после распада Советского Союза. Под «Патриотическую песню» Михаила Глинки прошла инаугурация Бориса Ельцина.
Сохраняя наследие
Кремлевские куранты – это больше, чем просто устройство для хронометража, это символ Москвы и всей России. С 1999 часы непосредственно связаны с государственным символом – они исполняют нынешний гимн России.
Под бой курантов вся страна встречает Новый год, их звук стал важной частью национальной идентичности. За долгое время своего существования куранты были свидетелями многих важных событий в истории нашей страны.
Кремлевские куранты – больше, чем просто часы, это живая часть истории. Это свидетельство изобретательности часовых мастеров и механиков разных веков, символ стойкости Москвы и напоминание о непреходящей власти самого времени.