Было дело, как-то в начале XX века схлестнулись банкир Генри Грейвс-младший и промышленник Джеймс Уорд Паккард. Оба они считали себя покровителями швейцарской компании Patek Philippe, которая всегда занималась производством часов класса «люкс». Каждому из них хотелось стать обладателем самых сложных часов в мире. Но в этом споре мог появиться только один победитель.
Автомобильных дел мастер
Джеймс Уорд Паккард вместе со своим братом Уильямом – «мозг» и «сердце» Packard Motor Car Company. К карьере промышленника братьев подготовил университет Лихай в Вифлееме, что в Пенсильвании. И плоды этого образования не заставили себя долго ждать. Первым делом партнеры основали Packard Electric Company, сделав ставку на лампы накаливания – в то время угольные дуговые лампы. Дела шли хорошо, но им хотелось большего. И тогда, в самом конце XIX века, они замахнулись на самоходные повозки – их уже начали называть автомобилями. В 1900 году компания была зарегистрирована как автомобильная компания Огайо, а в 1902 году ее переименовали в Packard Motor Car Company. Еще через год завод начал развиваться в Детройте. Впереди были десятилетия успеха на автопоприще, времена больших ставок и несметных прибылей.
Но случались и провалы. Как с пресловутым заказом для Patek Philippe. Джеймсу хотелось владеть самыми сложными часами в мире. Эта идея захватила его целиком. Размещая от имени Packard заказ для Patek Philippe он сформулировал задачу максимально жестко: нужны самые сложные часы в мире, которые невозможно превзойти. Дело было в 1927 году. Мистер Паккард только-только перенес тяжелую операцию, но рак не отступал. Ему хотелось остаться во всем первым. Астрономические карманные часы Packard, No. 198 023 казались ему незыблемым гарантом первенства. Но он просчитался. Через пять лет после его смерти банкир Генри Грейвс-младший, заплатив в пять раз больше, получил карманные часы «Graves» со сложными функциями категории Grand Complication № 198 385, которые и стали самыми сложными часами из когда-либо созданных.
Банкиры и их поклонники
Генри Грейвс-младший и Паккарда моложе, но назвали его так, потому что он стал полным тезкой Генри Грейвса-старшего, основателя и партнера банковской фирмы Maxwell & Graves. Его отец – настоящая акула финансового рынка. Но младший и его перещеголял. Он заработал миллионы долларов на банковском деле и железных дорогах.
Но прославился, как ни странно, не этим. Генри был коллекционером произведений искусства, обладал внушительным списком именитой живописи и не менее заметной графики. Чего стоит картина Альбрехта Дюрера «Адам и Ева»! А самым титулованным экземпляром его собрания стал Суперкомплекс Patek Philippe Генри Грейвса. За эти сверхсложные карманные часы Грейвс отдал 60 000 швейцарских франков – в нынешних деньгах это 350 тыс. долларов. На разработку этого чуда ушло три года, и еще пять - на производство. День рождения невероятных часов - 19 января 1933 года. А впереди была долгая и яркая жизнь. Не у Грейвса – он умер ровно через двадцать лет, у часов.
Наследники продали часы музею времени в Рокфорде в 1968 году. Однако, музей в 1999 году закрылся, а вся его коллекция была распродана на Sotheby's за рекордные 11 002 500 долларов анонимному участнику торгов в Нью-Йорке. Со временем имя счастливчика все же стало достоянием общественности. Обладатель часов - шейх Сауд бен Мухаммед Аль Тани из королевской семьи Катара и один из самых богатых людей в мире.
В те годы шейх Сауд уже закрепил за собой флер заядлого коллекционера, собирающего как для личных собраний предметов искусства, так и для нескольких государственных музеев Катара. Дело в том, что почти 10 лет шейх исполнял обязанности министра культуры, искусств и культурного наследия. В числе его задач было создание в стране коллекций в рамках амбициозной программы по созданию в Катаре музеев мирового уровня, включая Музей исламского искусства в сочетании с Катарской национальной библиотекой и Музеем естественной истории, Музей фотографии и Музей традиционной одежды и текстиля.
В 2014 году он был мертвым в своем лондонском доме. И Часы вновь попали на Sotheby's. На этот раз их стоимость зашкалила за 24 млн долларов бывшему главе компании Nike Марку Паркеру.
Суперкомплектация
Graves Supercomplication – в числе самых изысканных и красивых в мире. Их корпус сделан из золота, а циферблат - из эмали. Вся механика изготовлена из специальных сталей и латуней, чтобы обеспечить максимальную точность и долговечность. Внутри, безусловно, драгоценные камни и алмазы, снаружи - отображение звездного неба.
Кроме того, в этих часах еще двадцать три сложнейшие функции, такие как минутный репетир, вестминстерские куранты, большой и малый бой, сплит-хронограф, регистры на 60 минут и 12 часов, вечный календарь с точностью до 2100 года, фазы Луны, уравнение времени, центральный будильник, индикация времени восхода/заката и звездная карта ночного неба Нью-Йорка на 40 градусах 41,0 минуте северной широты. Часы состоят из 920 отдельных деталей, в том числе 430 винтов, 110 колес, 120 съемных деталей и 70 камней, все они изготовлены вручную в миниатюрном масштабе. Диаметр корпуса составляет 74 миллиметра, а вес - 536 граммов.