
Я подошла к ним днем, в людном парке, взяла маленькую детскую ладошку в свою руку и увела с собой. Каждого из них мама оставила сидеть на скамейке буквально на 5 минут, строго наказав ждать ее здесь и никуда не уходить.
Когда я готовилась проводить этот эксперимент, я сомневалась, что у меня получится. Я не умею разговаривать с детьми, они живут в каком-то своем мире и мне трудно говорить на их языке. Я думала - они меня не послушают, из меня паршивая актриса, тем более - с детьми.
Маленький человечек, после недолгих раздумий, поднимался и шел со мной, и мне становилось страшно. Страшно от того, насколько это было легко.
Последние, наблюдая за этим, не скрывали слез и ужаса, и всё спрашивали нас - ну как же так. Ну мы же учим, объясняем, рассказываем. Почему? Что мы сделали не так?
А потом, когда ко мне, своровавшей ребенка, подходили родители, ужас понимания я видела уже на детском личике. Только в этот момент он осознавал, что совершил что-то очень неправильное. Если бы это все было по-настоящему - было бы уже поздно.
Почему?
Потому что ребенок должен слушаться. Маму, папу, бабушку, учителя, подругу мамы, которая осталась с ним посидеть. Мы учим детей послушанию в самом широком смысле этого слова, и для маленького сознания взрослый не может быть не прав, а хорошие мальчики и девочки слушаются взрослых.
И в этом самом месте получается противоречие. Потому что мама сказала - сиди здесь, а вот тетя просит помочь. И вроде бы надо и маму слушаться, но тетя же просит. А тети и дяди, которые занимаются этим, умеют быть очень убедительными, черт возьми. Гораздо убедительнее нас, проводивших этот эксперимент.
Мама идет с сыном по улице, и ей надо идти быстро, потому что они торопятся. Она говорит - дай мне руку, ребенок говорит - нет, я не хочу, но у мамы нет времени на это, и детское "нет" остается не услышанным. И так из раза в раз, и ребенок привыкает, что говорить "нет" взрослому человеку не нужно, ведь взрослый лучше знает, как правильно.
Что делать?
Тратить время. Останавливаться, присаживаться перед ребенком на корточки, становясь с ним на один уровень, и говорить, говорить, говорить. Объяснять, что сейчас твое "нет" не будет учтено, потому что мы торопимся, а не потому- что ты не имеешь на него права, и не потому- что я взрослая, а ты маленький. Право на собственное мнение у тебя обязательно есть, и мы обязательно поступим по-твоему, но сейчас, солнышко, давай ты дашь мне руку и мы пойдем быстрее, потому что мы с тобой очень торопимся, и это очень важно.
Ребенок должен понимать разницу между близкими - мама, папа, бабушка, и всеми остальными. Эта разница должна быть значимой, понятной, осязаемой.
Ребенок должен очень внятно понимать круг лиц, с которыми он может куда-то пойти в отсутствие родителей.
Ребенок должен знать, что никогда взрослый человек не обратится к нему за помощью, просто потому что взрослый сам может решить все свои проблемы. И если ситуация хоть немного кажется ему небезопасной, то он должен из нее уйти как можно быстрее, кричать, привлекать к себе внимание прохожих.
Кричать мы детей тоже не учим. Это же некрасиво, невежливо. Ну что ты орёшь, веди себя тише! — сколько раз мы говорим это своим детям?
Громко и уверенно должен закричать ваш ребенок сразу же, как только ему показалось, что взрослый человек хочет причинить ему вред.
Ребенку необходимо приводить примеры. Мы слышим от многих родителей - я боюсь его пугать, он же станет замкнутым. Нет, уважаемые родители, не станет. Да, черт возьми, напугайте его. Совсем маленьких детей пугают страшным серым волком, который придет и съест тебя, если ты не перестанешь капризничать. Детей постарше надо пугать тетей или дядей, которые задумали недоброе, и предлагают на улице конфетку, собачку, белочку или игрушку. Они совсем не страшные, как тот волк из сказки. Они милые, улыбчивые, спокойные, очень уверенные в себе и совершенно не вызывают подозрений. Ребенок должен знать, что может случиться с ним, если он сядет в чужую машину или уйдет с посторонним человеком. Не зная этого, ему будет сложно оценить опасность происходящего.
Берегите своих детей! Бойтесь за них, и научите их бояться того, чего им действительно следует бояться.