В нашей статье мы погрузимся в увлекательный мир майолики. Читайте как итальянская керамика вдохновила московских архитекторов, а русский терем – одного необычного часовщика.
Что такое майолика?
Майолика – специальным образом обработанная и обожженная глина и любые изделия из нее. Во Франции майолика развивалась как фаянс, в Нидерландах и Англии — как фарфор, а в Испании — как талавера.
Как происходит процесс росписи? Оловянная глазурь, которой покрывают посуду, создает белую непрозрачную поверхность для росписи. Цвета наносятся в виде металлических оксидов на необожженную глазурь, которая мгновенно впитывает пигмент, что делает ошибки необратимыми, но сохраняет яркие цвета. Сама глазурь изготавливается из песка, винного осадка, соединений свинца и олова.
Считается, что название происходит от средневекового итальянского слова, обозначающего Майорку, остров на пути кораблей, перевозивших испанские товары в Италию. Так что название майолики довольно случайно.
Итальянская керамика
Производство фаянсовой посуды с оловянной глазурью с конца XIII века было сосредоточено в центральной Италии. В XV веке итальянская майолика достигла поразительной степени совершенства. В городке Фаэнца, подарившем название фаянсу, производство керамики стало важной частью экономики. Итальянские города в целом поощряли гончарное производство, предоставляли мастерам налоговые льготы, гражданство, монопольные права и защиту от иностранных конкурентов.
Разнообразие стилей майолики, возникших в XVI веке, так велико, что не поддается классификации. Исследователи выделяют множество вариантов. Например, Тициано Маннони разделил керамику по 4 типам, 8 подкатегориям и 36 дополнительным подразделениям. И это не предел!
Из огромного количества видов майолики видно, что направление развивалось и процветало. Однако в XVIII веке традиция столкнулась с растущей конкуренцией, в основном со стороны фарфора и белой керамики, которую привезли с востока. Чтобы сохранить рынок и отстоять независимость отрасли гончары изобрели техническое новшество – процесс третьего обжига. Благодаря новой технологии появились дополнительные яркие цвета, в частности красный и различные оттенки розового, полученные из хлорида золота.
Московский модерн
Теперь совершим скачок во времени и пространстве и перенесемся в Российскую империю конца XIX века, чтобы посмотреть на необычное использование итальянской техники.
Серебряный век в России стал эпохой необычайного творческого подъема, экспериментов, поиска нового художественного языка. Художники активно обращались как к русскому историческому наследию, так и к западной традиции. Вспомнили и о майолики, для нее выбрали необычное новое сочетание – жилую архитектуру.
В архитектуре того времени особое внимание уделялось декору фасадов. Разбогатевшая Москва с множеством заказчиков, любящих современное искусство и лояльных к экспериментам, представила возможность архитекторам создавать самые смелые проекты. В относительно консервативном столичном тогда Петербурге такого нельзя было представить. Историческая особенность облика Москвы – многоцветность расписных купеческих домов, изразцовые печи, разноликость и разнообразие. Главная черта майолики – способность сохранять насыщенность цвета практически бесконечно. Прямо на здании можно создать картину, которая со временем не потускнеет. Этим и занялись архитекторы-модернисты.
Майолика на улицах города призывала быть внимательным к деталям и обращать внимание даже на незначительные мелочи. Техника изначально созданная для посуды, малой формы, перенесенная на большое здание вместе с живописью, создавала эффект камерного пространства. Кроме того, модерн связывал современность с народной традицией – образами из сказок, впечатлением русского терема, растительным орнаментом, изразцовой печью.
К работе подключили известных художников. Первым произведением такого рода стала гостиница “Метрополь” в самом сердце Москвы. Гигантское полотно Врубеля “Принцесса Греза”, перенесли на керамику и использовали при оформлении фасада. Ряд абстрактных и сюжетных мозаичных панно, скульптурный фриз, витражные вставки на окнах дополнили изысканный и современный облик здания.
Майолику использовали и в менее масштабных проектах. Если быть внимательным, на улицах Москвы можно встретить мозаичные изображения корабликов, лилий, волн и так далее. Иногда архитекторы добавляли абстрактное украшение из майолики, иногда яркий чистый цвет в городе – сам по себе сюжет вполне занимательный. Назовем лишь несколько примеров: особняк Рябушинского, Гимназия им. И. И А. Медведниковых, доходный дом и лечебница Юрасовского, дом Московского купеческого общества.
По словам Осипа Гельдвейна, руководитель и практика художественно-керамических мастерских такого времени: “майолика как искусство вносит свет и жизнь всюду, куда она проникает. Суровые стены храмов оживляются, теряют свой обычно неприветливый вид, а жилые строения утрачивают с ее появлением свою удручающую утилитарную монотонность”.
Необычные часы
Часы-терем из собрания Исторического музея, похожие на фарфоровую игрушку и пряничный домик одновременно, стали проводником техники майолики из архитектурного мира в часовой.
Часы в майоликовом футляре изготовлены на Тверской фабрике Матвея Сидоровича Кузнецова. Корпус украшен декоративными элементами, вдохновленными русской народной архитектурой. Верхняя часть часов напоминает крышу терема XVII века. Ромбовидные орнаменты на корпусе стилизованы под вышивку русских крестьянских рубашек. Под циферблатом изображена вышитая ширинка – часть приданого любой невесты. По бокам от ширинки расположен орнамент в виде скандинавской плетенки, обрамляющий шеи сказочных существ, напоминающих драконов с раскрытыми пастями, которые украшали носы древнерусских кораблей.
Циферблат окружен растительными орнаментами на золотом фоне, стилизованными под миниатюры из старинных рукописей. Цифры изображены в допетровской системе счисления, тогда они записывались буквами старославянского алфавита.
Часы-терем представляют собой уникальный предмет, не подлежащий серийному производству. Они были созданы в качестве образца для выставки. Изображение двуглавого орла на циферблате позволяет предположить, что часы были изготовлены не ранее 1872 года, когда Кузнецов получил разрешение на использование Государственного герба на своих изделиях и вывесках.