В нашем материале мы погрузимся в захватывающий мир этой грандиозной вершины, расскажем об авантюристах, которые стремились покорить её склоны.
Первые экспедиции
Восхождение на Канченджангу считается одним из самых серьезных испытаний для альпинистов в Гималаях. Сочетание экстремальной высоты и ужасной непредсказуемой погоды делает подъем экстремально опасным.
К началу прошлого века альпинизм был значительно развит: уже устоялись некоторые правила поведения в горах (запрет алкоголя, единая система сигналов, охрана ледников), определился набор классического снаряжения и даже прошли первые женские восхождения. Альпинисты исходили все посильные маршруты в Гималаях и двинулись на Кавказ. Но началом высотного альпинизма принято считать восхождение 1907 года Тома Лонгстаффа на гору Трисул.
За два года до этого Алистер Кроули, скандально знаменитый оккультист, писатель и художник, которого английская пресса нарекла «самым порочным человеком в мире», предпринял первую попытку покорить Канченджангу – ему удалось достигнуть высоты 6500 м. Экспедиция закончилась несчастным случаем, в результате которого погибли четыре члена его команды. Вопрос о непричастности Кроули вызвал ожесточенные споры, поскольку во время предыдущего восхождения он угрожал застрелить своих товарищей по команде. Так или иначе, история покорения Канченджанги началась с человека с репутацией черного мага.
В конце 1920-х годов команда немецких альпинистов во главе с Паулем Бауэром несколько недель пробиралась сквозь ледяные глыбы на Северо-Восточном гребне горы, прорубая путь ледорубом. Увы, они даже близко не подобрались к вершине, хотя и забрались выше Кроули почти на тысячу метров. Команда стала жертвой шторма и чудом осталась жива.
Следующей жертвой климатических капризов стала международная команда под руководством Гюнтера Диренфурта, пробовавшая подняться с другой стороны горы в Непале. На этот раз огромная лавина стоила жизни одному из членов команды.
Покорение вершины
В 1955 году наконец совершилось – Джо Браун и Джордж Бэнд покорили Канченджангу. В обычной жизни Бэнд был выпускником Кембриджа, а Браун — строителем, рано бросившим школу, но любовь к горам их объединила. Из уважения к религиозным чувствам жителей Непала и Сиккима, которые почитают Канченджангу священной, они остановились примерно в трёх метрах от вершины.
Успех не был случайным, к тому времени Бэнд занимался скалолазанием около 10 лет, он состоял в специализированному кружке при университете, нашел возможность заниматься альпинизмом по выходным даже в армии и в конце концов сделал из любимого дела работу. После первого опыта восхождения за плату, он добывал образцы льда с вершины Монте-Роза, Бэнда пригласили в первую экспедицию на Эверест. Страсть к скалолазанию отлично дополнял гарвардский диплом геолога – Браун стал первопроходцем многих высот, в том числе кавказской Дыхтау в СССР.
Бэнд занимался разведкой нефтяных и газовых месторождений в Shell, разъезжая по всему миру, позже руководил Британским советом по альпинизму, занимал руководящие должности, но никогда не оставлял путешествий. Уже на пенсии, в возрасте 76 лет, Бэнд совершил повторное восхождение на Канченджангу.
Шамбала
Согласно древним буддийским текстам, где-то в вершинах Канченджанги скрыт вход в Шамбалу, мифическую страну вечного покоя. Когда-то Шамбала была доступна, но после мусульманского вторжения в Среднюю Азию царство Шамбалы сделалось невидимым для человеческих глаз, и только чистые сердцем могут найти к ней дорогу.
Теософы начала ХХ века активно развивали теорию скрытого знания, тайного мистического братства, трудящегося на благо человечества. Елена Блаватская и Алиса Бейли объединяли древнейшие религии в одну философию, где связывали Шамбалу с местом рождения нового Мессии, обиталищем Великих Учителей и даже планетарным Логосом. Их концепции разнились в деталях, но представление о Шамбале как об энергетическим и духовным центром земли было единым.
Эзотерика была в моде до революции, в преданных сердцах она сохранилась и после. Соратник Ленина, занимавший высокую должность в советской тайной полиции Глеб Бокий пытался поставить теософию, которой давно увлекался, на службу создания коммунистического общества. Бокий продвигал идею экспедиции в Тибет для налаживания международных отношений, обмена духовным опытом и поиска неведомой Шамбалы.
Живопись
Николай Рерих не только живописец, но и важная фигура в эзотерическом теософском движении. В 20-х годах вместе с женой и соратницей Еленой он путешествовал по Центральной Азии, по впечатлениям от поездок создавались литературные и живописные произведения. Часть из них посвящены Канченджанге.
Рерих неоднократно восхищался величием Гималайских гор, его внутренний мир всегда был обращен к высотам, не только физическим, но и духовным, созерцание природы для него было прочно связано с поиском внутренней гармонии и очищением духа.
«И когда мы видим прекрасный снежный пик, мы понимаем дух праздника, потому что почитание Красоты является основой возвышенного чувства… Много прекрасных легенд связано с этой горой», – писал Рерих о Канченджанге в очерке «Сокровище снегов».
Туризм
Немногие туристы отваживаются посетить этот район Гималаев, и еще меньше пытаются покорить вершину – обычно за сезон бывает всего около 25 успешных восхождений. Удаленность от мира – одна из самых опасных и одновременно привлекательных сторон Канченджанги для серьезных альпинистов, в послужном списке которых уже немало сложных высот.
В среднем туристические агентства предлагают маршрут восхождения на полтора месяца. Учитывая частые лавины, низкий уровень кислорода на высоте и другие опасности, важно выбрать надежную команду и как никогда тщательно продумать детали. Подавая заявку, альпинисты подробно описывают свой предыдущий опыт в горах и физическую подготовку. Собственно восхождению предшествует долгое планирование – разрабатывается специальная программа физических упражнений, рассчитывается оптимальное время похода с точки зрения прогнозов погоды, продолжительности светового дня, подробно расписывается маршрут.