logo_gp_fr Recurso 6 image/svg+xml image/svg+xml
Фильтры
К другим материалам
Придворная роскошь
Русская знать царского времени разбиралась в роскоши. Вельможи требовали не просто красоты и дороговизны. Они искали исключительности. Модные дома стремились сломить монополию Фаберже и Болина. Но иногда в спор великих ювелиров вмешивались самые неожиданные персонажи. Скажем, часовщик Семен Бронников.

Счастливое время для вятского ремесленника, потомственного столяра Семена Бронникова наступило в 1837 году. Тогда для выставки местных промыслов он изготовил карманные часы или как он сам их величал, «малую штуку». За неимением других материалов или из чистой бравады, а только выполнил он тонкий механизм из дерева. Механизм и циферблат – из особо твердой пальмы, стрелки – из жимолости, а корпус - из березового капа. Смотр народных достижений посетил Цесаревич, будущий император Александра II. И так он был вдохновлен поделкой, что тут же механизм пожелал купить и выложил семь рублей серебром.

Дела у Семена Бронникова тут же пошли вверх. От заказчиков отбою не стало. Пришлось взять семейный подряд на производство ходиков. Сыновья Николай и Михаил поначалу помогали создавать часы отцу, но потом отправились по собственным орбитам, научились выполнять часы еще и из кости. А спустя много лет, в 1866 году младшие Бронниковы подарили фирменные часы будущему Александру III – тогда еще тоже Цесаревичу.

А вообще, часы из дерева, капа и кости, выпущенные под маркой «Братья Бронниковы въ Вятке», разошлись по всей стране. В какой-то момент они даже стали символом качества и изящества и начали цениться дороже более точных золотых часов! Так продолжалось три поколения. Внук Семена Бронникова не удержался и все же уехал из Вятки, чтобы влиться в мастеровую семью московской фирмы «Павел Буре».

Буре

Карл Буре основал свою часовую династию раньше Бронникова. История его бренда тянется с 1815 года, с тех пор, как он вместе с сыном переехали из Ревеля в Петербург. Павел с юных лет был приобщен к часовым тайнам. А со временем даже приобрел собственную цель – сделать невозможно дорогие и редкие швейцарские механизмы доступными представителям среднего класса русского дворянства и купечества. К тридцати годам Павел Карлович вступил в купечество, а к концу жизни стал потомственным почётным гражданином. Он передал свои умения и секреты сыну Павлу Павловичу.

Младший Буре стал компаньоном отца в 26 лет. Парень получился амбициозным и ответственным. Он поставил себе еще более амбициозную задачу: превратить мастерскую в крупный бизнес. При нем мастерская Буре обзавелась часовым заводиком в швейцарском Ле-Локле. А дальше – по восходящей. Павла назначили оценщиком при кабинете императора, потом техником при Эрмитаже и консулом Венецианской Республики. А в 1884 году он получил почётное звание купца первой гильдии.

Следующие десять лет он практически полностью обеспечивал наградной фонд царя Александра III часами. Их получили ни много ни мало три с половиной тысячи знатных людей! Да и после смены царя, при Николае II, не остановился. Фирма поставила Романовым не менее 13 тысяч часов – это по меньшей мере 60 тысяч рублей в год, потраченных на репетиры и хронографы. Свои последние дни в екатеринбургской ссылке Николай II тоже провел в часах от Буре.

Нечаев

Еще один уникум того времени появился на свет в Ярославле. Часовщик Лев Нечаев лишь однажды побывал при дворе - в 1853 году он совершил путешествие в Санкт-Петербург исключительно для того, чтобы представить свое изобретение. К тому времени над астрономическими часами с вечным календарем он работал уже три пятилетки. Его творение не просто отмеряло часы и минуты. Часы показывали число и месяц года, время заката и восхода, а также продолжительность дня и ночи. Они показались бы продвинутыми и сейчас, ведь умели они определять, високосный ли год и даже какой сегодня день недели. Ко всему прочему в них была еще заложена музыкальная шкатулка - во время восхода и захода Солнца часы «пели» русские народные мелодии. Николай I высоко оценил изобретателя, как следует наградил его, а часы в палисандровом коробе выставил в Зимнем дворце. Сейчас они «переехали» в Военно-морской музей.

Картье

Часами занимались и гранды, включая самого Фаберже. Правда, часы этого ювелира, конечно, имели форму яйца. Рассчитывал прийтись ко Двору и другой француз – Луи Картье. Чтобы продемонстрировать свое понимание русского вкуса он даже выпустил целую коллекцию аксессуаров и наручных часов, покрытых эмалью – под Фаберже. А Фаберже, хоть и считал себя художником, а не торговцем, тоже не удержался и сделал несколько украшений «в духе Картье».

Дом Cartier стремился удивить многое повидавших русских новыми цветовыми комбинациями, вдохновленными пасхальными яйцами, в том числе и от Фаберже. Скажем, пурпурным с зеленым или зеленым с золотым. В этой гамме Картье создал настольные часы с кольцеобразным циферблатом. Помимо зеленой эмали в них фигурировали объемные золотые гирлянды. Эту тему Картье развил в изготовленных в 1906 году часах, которые приобрела городская управа Парижа. Спустя несколько лет это произведение часового искусства было представлено российскому императору Николаю II во время его официально визита во французскую столицу.


Комментарии
Авторизируйтесь, чтобы принять участие в обсуждении, подписываться на авторов, сохранять материалы и писать свои
Почитайте статьи на тему
Вход
Регистрация
Поделиться