Волшебный город только отпетым грешникам вроде героя фильма киллера-ирландца Рея кажется «отполированным» адом. Для добросердечных самаритян это божественный средневековый город, невероятно, даже как-то преувеличенно красивый.
Норманский причал Брюгге
Гуляя по Брюгге, кажется, что этот город был всегда. Но в истории четко сформулирован момент, когда он появился на карте. Речь идет о IX столетии, а точнее – о моменте нашествия норманнов. Скандинавы дотошно и методически опустошали морскими разбойничьими набегами государства Западной Европы и веком раньше, и двумя веками позже. Их стиль – пробиться поглубже в некую страну по морю, «зачистить» и технично смотаться на своих кораблях.
Ровно так было и в этот раз. Норманны плыли, пока можно было хоть как-то плыть по морскому рукаву, заливу Звин, сформированному приливным течением, а потом спешились. Место причала они назвали Брюгия – на их языке это значило всего-навсего «причал».
Историческое время
Пираты приходят и уходят, а местному населению здесь жить. Вдвойне непросто, когда в империи назревают перемены и начинается раскол. В 843 году подписали Верденский договор, по которому огромную империю Карла Великого разделили между его внуками. Людвигу Немецкому вручили то, что позднее стало Германией. Карл Лысый забрал себе Франции с Фландрией. Лотарю досталось все остальное.
Чтобы усилить влияние и укрепить властную вертикаль, Карл Лысый отправил наместника во Фландрскую низменность, опустошенную норманнами. Первый граф Фландрии «Болдуин с железной рукой» построил в Брюгии первый замок. Теперь здесь площадь Бург.
Довольно быстро эта самая Брюгия стала городом, родиной ремесел и торговли и, что важнее всего, крупнейшим портом северной Европы. Локейшн, локейшн и еще раз локейшн - Брюгге оказался аккуратно на перекрестке торговых путей с севера на юг и с запада на восток. Прежде всего, спасибо купцам немецкой Ганзы. Процветание настигло город в XV веке. К этому времени главные столпы его экономики - торговля и ткачество. За последующее спасибо Герцогам Бургундским - они сделали город своей резиденцией, и уже с их подачи денежные мешки превратили Брюгге в международный финансовый центр. А потом отбоя не стало от торговцев, банкиров, герцогов и прочей аристократии.
Самое-самое
В таких городах, где абсолютно все здания кажутся достопримечательными и значимыми, особенно важно поднатореть в истории, подготовиться, выстроить план особенностей.
Возьмем колокольню. Она не просто высокая - 83 метра или 366 ступенек к вершине башни. И не просто старая - ее история началась аж в 1248 году, и со временем лишь дважды реконструировалась – сначала в XIV, а затем в XVI веке. С балкона над входом в колокольню правители города когда-то оглашали свои указы. Это кажется невероятным, но в башне все еще можно увидеть старый карильон из 47 колоколов. Как и старинные документы, касающиеся истории города, и выставленные на втором этаже!
То же и в Базилике Святой Крови. Понятно, что она бесконечно прекрасная и является главным украшением центральной площади Бург. Важнее другое - в церкви хранится хрустальный флакон с каплей крови Христа, привезенной в 1149 году из Святой Земли Дитрихом Эльзасским по возвращении из Второго крестового похода. Этот флакон по силам застать даже не в Базилике, а прямо на улице города - в мае в ходе процессии Святой Крови эту священную реликвию проносят через весь город.
Стиль «пламенеющей готики» не дает оторваться от фасада базилики, как и ее возраст (построена в 1529-1534 годах). Базилика состоит из двух часовен – нижней в романском стиле и верхней в позднеготическом стиле. В последней хранятся реликвии святого Василия, привезенные из Палестины графом Фландрии Робертом II.
А на юго-восточной стороне площади Бург высится здание городской ратуши. Между прочим, одна из старейших ратуш Бельгии – ей не меньше 800 лет! Тонкое готическое здание всем своим убранством подчеркивает свою вертикальную стать. Ее изящные пилястры, во всяком случае, три из них, заканчиваются восьмиугольными башнями, разделенными высокими готическими арочными окнами. А стены украшают полсотни статуй Фландских графов.
Северная Венеция
Город пронизан каналами – еще в средние века жители города так обустроили местную реку Рие. Из прагматических соображений - так торговцам легче было завозить свои товары в город. Путешественники не нарадуются – чтобы осмотреть город, достаточно нанять лодочника и отправиться осматривать самые главные красоты города. Уютнее всего прокатиться по «Зеленому каналу» - для такой романтичной прогулки лучше оказаться в Брюгге со своей половинкой. Так сказать, детально изучить канал снаружи можно с «Лошадиного моста». Вокруг так много деревьев, лиан и элегантных особняков XVII века, что мысли о суетном и сиюминутном улетучиваются сами собой.
Кстати, еще одна параллель с Венецией. В центре Брюгге расположена площадь Маркт – энергичное местечко с прекрасными зданиями разных эпох, почти площадь Святого Марка, только без голубей.
И все же каналы Брюгге в первую очередь – для умиротворения. Лучше всего предаваться ему на берегу широкого канала «Озеро любви». Своему появлению это озеро, само-собой, обязано девушке по имени Минна. Она погибла, пытаясь сбежать от своего нелюбимого жениха к мужчине по имени Стромберг. Теперь сила этого места используется в мирных целях - если двое влюбленных пересекут мост через озеро, то их любовь будет жить вечно.
Музейная тема
Обстоятельным туристам тоже стоит выбрать канал. Правда, не ради красивой постройки, а из-за расположения на этом самом канале Дийвер музея Грунинге. Так сказать, все в «одном окне» - и старо-фламандские картины, и современные инсталляции и даже выставка исторических фотографий. Отдельной строкой нужно подчеркнуть, что в этом музее выставлены работы фламандского мастера Яна ван Эйка. В частности, «Мадонна каноника ван дер Пале» и портрет Маргарет ван Эйк. А также, в это трудно поверить, подлинник картины «Страшный суд» Иеронима Босха!
Надоест этот – есть и другие музеи. В частности, Музей Мемлинга. В нем, ка ни странно, выставлены шедевры Ганса Мемлинга, этого мастера старо-фламандского искусства. В числе доступных экспонатов – небольшой деревянный, резной и позолоченный реликварий архитектонического типа, изготовленный в виде миниатюрного готического храма с пинаклями, фиалами, двускатной крышейпод названием Рака Святой Урсулы. А также картина «Мистическое обручение святой Екатерины».