
В этой статье вспомним, как война повлияла на часовой рынок, почему мужчины презирали наручные часы и как это изменилось.
Женский браслет
Первое упоминание о наручных часах относится к 1571 году. Роберт Дадли, граф Лестер, преподнес в подарок английской королеве Елизавете I богато украшенный бриллиантами и жемчугом браслет с часами. В то время наручные часы так и называли – браслетами (wristlet).

До начала XX века наручные часы носили преимущественно женщины. Дамские часы такого типа представляли собой хрупкие изящные браслеты, украшенные драгоценными камнями – часы выступали скорее в роли дорогого аксессуара, чем прибора для точного измерения времени. Мужчины же пользовались часами в первую очередь для практических целей и предпочитали более точные карманные модели. «Я лучше буду носить юбку, чем наручные часы» — говорили европейцы начала XIX века. Мужчины пренебрежительно относились к наручным часам. Технологии того времени не позволяли сделать точным механизм маленького размера – по современным меркам часы работали не очень хорошо.
Первые военные часы
Германия всегда славилась страстью к технологиям и инновациям, неудивительно, что именно здесь появились первые наручные часы для мужчин. В 1800 году император Германии Вильгельм I поручил швейцарскому часовщику Константу Жирару изготовить для своих офицеров часы, модифицированные для ношения на запястье. Girard-Perregaux впоследствии произвел в общей сложности 2000 экземпляров, изготовленных из 14-каратного золота, чтобы избежать ржавчины.
Уже во время Первой и Второй англо-бурских войн в 1880-х годах военные пользовались новым изобретением. Они брали обыкновенные карманные часы и прикрепляли к запястью с помощью специального кожаного ремешка – находка англичан. Это был компромиссный вариант переходного периода, не требовавший технологических новшеств. Благодаря ему военные оценили удобство часов на запястье – теперь можно было узнавать точное время без потери драгоценных секунд.
Несмотря на удобство наручных часов, консервативная публика того времени новшество не приняла. К тому же для тихой городской жизни не требовалась маневренность военных на поле боя, и хорошие карманные часы оставались признаком статуса. Немногие бренды были готовы сосредоточить внимание на непопулярной модели, но руководство Rolex заметило в ней потенциал. В 1910 году часы Rolex стали первыми наручными часами, которые удостоились официального сертификата швейцарского Комитета оценки часов в Бьенне.
Траншейные часы
Первая мировая война ускорила переход от карманных часов к наручным. Новая тактика позиционной войны показала непрактичность карманных часов в боевых условиях. Офицерам требовался быстрый доступ к синхронизированному времени для координации атак и управления артиллерийскими обстрелами. Решением стали «окопные» или «траншейные» часы с проволочными решетками, припаянными к корпусам – так механизм защищали от осколков снарядов.
Omega, Longines и Waltham, начали выпускать эти часы специально для военных целей. Эти ранние военные часы отличались светящимися циферблатами, на которых часто использовалась краска на основе радия, что позволяло легко считывать показания в условиях низкой освещенности в окопах.
С 1917 наручные часы стали обязательной частью обмундирования командования. Многие известные сегодня часовые мануфактуры получили крупные заказы на производство армейских часов: Rolex, Electa, Rotherham and Sons, American Watch Co. В поисках надежных часов военное министерство разработало профиль требований и протестировало для этой цели многочисленные наручные часы. Некоторые модели оказались слишком хрупкими и нестабильными в условиях боевых действий. Пришлось в срочном порядке адаптировать механизм под требования эпохи. Наручные часы больше не могли работать плохо – каждая секунда могла стоить жизни.
Часы в России
В Русской Императорской армии большинство офицеров предпочитали карманные часы. Простые солдаты использовали кожаные браслеты-«напульсники», в которые вставляли карманные часы. Существовало большое количество вариаций призовых часов с соответствующими эмблемами на корпусе – военные очень дорожили царской наградой и не хотели повредить ее в бою.

Были популярны часы Georges Favre-Jacot с изображением саней в конной упряжи с возничим и седоком на внутренней крышке – приметой всех часов Zenith на российском рынке с 1885 года. Вторая не менее распространенная модель – карманные часы «Николай Линденъ», выпускаемые швейцарской часовой компанией Zenith.
Постепенно наручные часы стали фронтовой модой по всему миру, а в послевоенное время – символом мужественности. После войны к массовому производству карманных моделей часовщики уже не вернулись. Теперь они стали реликтом времени, сильно уступающим новой модели в технологическом отношении.