В Марокко есть свой автопром. Узлы и агрегаты импортные, зато идеи, дизайн и цены – африканские. Дизайнер и предприниматель Абдеслам Лараки выпускает спорткары под брендом Laraki. Такие машины запросто стоят два миллиона долларов. Каждая.
Марка Laraki существует четверть века. Спасибо прибыли от продажи люксовых немецких машин – их всегда любили в Африке – и гонорарам за создание роскошных яхт.
Яхты пустыни
Поначалу компания Лараки занималась водоплавающими. Причем, акцент, конечно, делали на скоростных катерах и супердорогих яхтах. На дворе стоял 1997 год, от богатых заказчиков со всего света не было отбоя. Торговля автомобилями тоже приносила стабильный доход. Но Абдесламу этого было мало. Ему хотелось быть основателем какого-то большого и определяющего будущего бизнеса. Фактически, он взял себя на слабо. Никто в мире ни секунды не сомневался, что в Африке дорогие и сложные автомобили появиться не могут. И это сомнение настолько разогрело Лараки, что он решился вступить в гонку технологий, не жалея сил, денег и своего доброго имени.
Первая модель, спортивный автомобиль Laraki Fulgura, сошла со «стапелей» в 2002 году. Вернее, сначала она была представлена в качестве концепта на Женевском автосалоне, а серийная версия появилась годом позже. Ну, как серийная. «Игрушка», построенная на раме и механизмах Lamborghini Diablo не может (и не должна быть особенно массовой). Да и сколько ценителей мощных (920 л.с.) и легких (кузов из углеродного волокна) машинок за полмиллиона долларов?! Ею еще придется долго учиться управлять – она ведь разгоняется до 400 км/ч!
Оказалось, клиентов хватает. Но это очень привередливые клиенты. К тому же Lamborghini отозвала свое разрешение на использование силового агрегата – его место занял четырехцилиндровый двигатель Mercedes-Benz V12 объемом 6,0 л, а окончательная доработка заняла три года. В результате Laraki построила два десятка автомобилей Fulgura разных модификаций.
Второй удачный блин
Вторая модель вышла «в свет» три года спустя и получила имя Borac. Посетители Женевского автосалона были впечатлены этой grand tourer. В этой Камбале (на французском – как раз Borac) все иначе. Не монокок, трубчатая алюминиевая рама, углепластиковые панели, двигатель не впереди, а в пределах базы перед пассажирским отсеком.
По традиции уже двигатель взяли от Mercedes - V12 объемом шесть литров. Комфортабельный автомобиль запросто разгонялся до 100 км/ч за 4,5 секунды, а максимальная скорость превышала 310 км/ч. Внутри – невероятная роскошь. Кожа ручной выделки, полированный алюминий и ценные породы дерева. Стоила она подороже предыдущей модели, но продавалась почти также. Десяток заказов на нее компания точно получила.
Этого, впрочем, было мало для полноценного функционирования компании. А тем более для уже заявленного расширения производства и запуска производства открытых версий суперкаров. В 2008 году Абдессалом Лараки объявил о закрытии автомобильного производства. Но предприятие подобно птице Феникс возродилось из пепла уже в 2012 году. Во многом благодаря королю Бахрейна – этот коллекционер автомобилей поддержал несколько производств экзотических суперкаров.
Лучшее «воплощение»
Первым (очередным) ребенком Laraki Motors (отныне компанию называют именно так) стала модель Epitome. Машиной-донором на этот раз выступила Chevrolet Corvett шестого поколения. Все остальное – традиционно, алюминиевая пространственная рама, кузов из углепластика, причем, весьма примечательный – с кучей воздуховодов, призванных охлаждать двигатель и тормоза. Движок V8 от Chevrolet Corvette Z06 с двумя турбонаддувами выдает 1200 лошадиных сил. Это если залить АИ91. А можно выбрать АИ 110 и «раскочегарить» машину до 1750 лошадиных сил.
Салон отделан кожей и замшей, мягко блестит титан, мигает электронная панель приборов на органических светодиодах, плотно выдает классику прецизионная аудиосистема. И всего два миллиона долларов цена! СМИ надрывались по поводу запредельной стоимости суперкара. И достигли своей цели. Самый дорогой автомобиль на рынке. Партию из десятка автомобилей раскупили, а одним из новых владельцев «ласточки» (эмблема марки - круглый медальон с изображенным на нём крылом ласточки) стал хип-хоп исполнитель Френч Монтана.
Понятно, что у компании нет собственного производства силовых агрегатов – Laraki адаптирует чужие. Chevrolet и Mercedes – достойный выбор. Это же касается и тормозных систем итальянской фирмы Brembo. С остальным справляются 25 классных специалистов, «приписанных» к предприятию компании, штаб-квартира которой находится в Касабланке.
И это уже далеко не единственная компания, занятая производством автомобилей в Африке. Правда, остальные трудятся по лицензиям крупных мировых автомобильных компаний. Египетская Speranza собирает для внутренних африканских нужд автомобили Daewoo. Компания MCV ваяет грузовики и автобусы по лицензиям Mercedes-Benz, Volvo и MAN. Да что там, есть у компании даже собственная африканская марка – Evolution. А самое «сложноподчиненное» африканское производство - египетская Nasr, работающая по лицензии турецкой Tofas, купившей в незапамятные годы лицензию на эти машины у Fiat.