logo_gp_fr Recurso 6 image/svg+xml image/svg+xml
Фильтры
К другим материалам
И на земле, и в небесах
В пробках за рулем не избежать жгучего желания взлететь. Потребность взмыть в небо вообще – естественная. Но не всем ведь суждено стать профессиональными пилотами! На помощь спешит Terrafugia Transition — то ли легкий спортивный самолет, то ли стильный футуристический автомобиль, пригодный для эксплуатации на обыкновенных дорогах.

В описании этого чуда все звучит круто. Во-первых, корпус карбоновый, а это уже зачет. Во-вторых, двигатель поршневый. В-третьих, питается самолет не банальным 92ым или 95ым, а неэтилированным бензином высшего качества. Хотя, можно, конечно, залить и 100LL avgas. А главное – разгоняется в небе до приличных 172 км/ч. И имеет парашют планера – на тот случай, если все пойдет не по плану.

 Самолет в гараже

Удивительно, но этот чудо-трансформер помещается не только на стандартной автополосе, но даже и в среднестатистическом гараже: при высоте в 2,03 м, ширине в 2,29 м и длине 5,72 м он вполне себе соответствует размаху хорошей городской машины.

Да это она и есть! Во всяком случае, когда пропеллеры не раскинуты в сторону, а автоматическая трансмиссия с переменным диаметром шкива перекидывает мощность двигателя на задние колеса с продольным подвесом через полуоси, приводящие в действие ременные приводы.

Хотя, выбирать между автомобильными и авиационными особыми приметами пришлось. Датский дизайнер Йенс Мартин Скибстед и его партнеры из KiBiSi основали помороковали над аэродинамическим профилем. В процессе было несколько эскизов, но из финальной версии пропал передний руль в своей первой версии – оказалось, он пагубно (с аэродинамической точки зрения) взаимодействует со стойками подвески передних колес.

Бесконечная история

Надзорные органы – едва ли не главный сдерживающий момент во всяких рискованных проектах. Официальным людям приходится выбирать между новизной и безопасностью последнее, поэтому они и требуют увеличенный бампер, вес не больше 650 кг, основательные шины и электронную систему контроля устойчивости.

Правда, на время запуска в серию от всех этих требований временно отказались. Хотели поскорее увидеть Terrafugia Transition в небе. И с испытательным полетом все прошло штатно. Он состоялся в марте 2009 года был успешным и состоялся в Международном аэропорту Платтсбурга. Сразу после успешной посадки руководство компании-производителя пообещала первую поставку серийного машиносамолета заказчику через 18 месяцев по цене 194 000 долларов. Однако, как это часто бывает, выдержать ни временные, ни финансовые обещания не удалось.

Серийный прототип совершил свой первый полет 23 марта 2012 года. Базовая цена устройства к тому времени уже выросла до 279 000 долларов. Однако, поставки так и не начались. Выявились множественные «баги», которые решили устранить в третьем, совершенно новом прототипе. Вся ради управляемости и надежности полетов!

Сертификация чуда началась в 2014ом. А заявленный срок поставки оплаченных единиц техники перенесли на 2015-2016 годы.

В это же время к испытательным полетам допустили не только главного летчика-испытателя Terrafugia, но и других пилотов. К этому моменту характеристики транспортного средства изменились.  Особенно по массе - 816 кг.

И тишина

В процессе дополнительных испытаний стоимость аппарата снова возросла почти до 400 тыс. долларов (в числе прочего это связано с заменой двигателя Rotax 912ULS  на Rotax 912is), а поставку первых автомобилей наметили на 2019 году. К тому времени производственный прототип уже показал себя во всей красе – он налетал 212 часов, совершив 317 взлетов и посадок.

Однако, прогресс не стоит на месте. Двигатель решили снова поменять – на этот раз на электродвигатель. А значит, еще и предусмотреть место и массу для литий-железо-фосфатной батареи для использования в дорожном режиме. К списке технических средств решили добавитть система пилотажных приборов Dynon и баллистический парашют Ballistic Recovery Systems. Чтобы не останавливаться на достигнутом, поменяли интерьер и увеличили грузовое пространство. Из шустрой повседневной машинки – гадкого утенка постепенно начал вырастать лебедь-лайнер с внушительным нутром и крыльями.

Сертификат летной годности специального легкого спортивного самолета Terrafugia удалось получить только в 2021 году. На тот момент аппарат не допустили для перемещения по дорогам общего пользования. Поначалу клиентам предлагалось подождать еще год-два. Только этим планам не суждено было сбыться. Terrafugia уволила большую часть своих сотрудников и закрыла операции в Соединенных Штатах. Похоже, следующая версия трансформера появится в Китае.

Что он появится, нет никаких сомнений. Из многочисленных попыток построить автомобиль-самолет эта ближе всего подошла к серийной версии. Причем, в ней действительно все прекрасно – даже крылья складываются и раскладываются автоматически, причем, в считанные секунды.

Больше всего волшебный Terrafugia Transition похож на фантастический Ситроене DS из фильма «Фантомас разбушевался». С одним отличием – супергеройский образец 1965 года на самом деле не летал. А нынешняя его реинкарнация – и ездит, и летает совершенно по-настоящему.


Комментарии
Авторизируйтесь, чтобы принять участие в обсуждении, подписываться на авторов, сохранять материалы и писать свои
Почитайте статьи на тему
Вход
Регистрация
Поделиться