Мы ездим на седанах и хэтчбеках, они бывают большие и маленькие. А где-то за гранью понимания и практического применения машины-гиганты и автомобили-карлики. Такие, как Peel P50 - самый крохотный серийный автомобиль в мире.
Свой титул эта машинка завоевала еще в 1960-х, и до сих пор остается на пьедестале. Сделать средство передвижения с кабиной, рулем и хотя бы тремя колесами меньше - не представляется возможным!
Изобретения с острова Мэн
Компания Peel Engineering Company, основанная Килем Мартином и Джорджем Гейлором, приступая к созданию прототипа P50, исходили из лучших побуждений. Должен же кто-то запустить в серию автомобиль, по цене и габаритом конкурирующий разве только с мотоциклом, но при этом обладающий худо-бедным комфортом. Опыта хватало – поначалу партнеры были заняты как раз производством байков. Но мотоциклы - удовольствие для крепких духом. Тут вам и ветер в лицо, и дождь по голове, и борта соседних машин по коленям… Время от времени даже завзятому байкеру хочется пересесть в машину – чтобы удобнее рулить и чувствовать свое превосходство над стихиями и пешеходами.
У традиционных легковушек всего два недостатка. Но они часто оказываются решающими. Во-первых, на «полноценной» машине трудно рассекать по городу – сити для того и создан как скопление народа, чтобы колесные вечно стояли в пробках, их габариты не позволяют ни дорожные затруднения объехать, ни незаметно припарковаться. А во-вторых, автомобиль остается роскошью – далеко не каждый гражданин мира располагает необходимыми 6-10 тысячами долларов.
И вот Киль и Джордж, этакие революционеры от автопрома, решили выпустить на рынок машинку за… 199 фунтов стерлингов. Напряглись, адаптировали к задаче мопедный моторчик, оснастили им платформу о трех колесах, сверху наворотили непривередливую кабину. Не поверите, даже позаботились о том, чтобы у крохи появилось свое пространство для небольших грузов (например, покупок из магазина) прямо за спиной водителя. И вот такую штуку запустили в серию! Пусть вышло всего полста экземпляров. Зато сколько шума! Современные коллекционеры готовы отдать за эти образцы экономии свои почки и печень.
Крошка Пи
Параметры тела автомобиля делает его практически незаметным на дороге. Вдумайтесь! Меньше 1.4 метра в длину, чуть больше метра в ширину и высотой в 1.2 метра. Главное чувство, которое машинка вызывает у других участников дорожного движения – как бы не задавить. Блуждающие мимо пешеходы считают иначе: вот бы прокатиться! Еще бы! Эта игрушка позволит не бить ноги и спасает от дождя. К тому же ее можно буквально взять с собой в офис, если вдруг не получится припарковать на улице (или будет страшно оставлять ее одну). Вес средства передвижения составляет всего 59 кг!
Собственно, все «козыри» я назвал. А теперь перейдем к минусам. Скажу честно, ездить на таком драндулете страшно. Все, включая мопедистов и даже самокатчиков, больше и кажутся невероятно опасными. Это уже после того, как вам-водителю удалось упаковаться внутрь. У машины одна дверь (слева) и одно сиденье. Фара тоже одна. При этом, попадая в полностью обступающий вас саркофаг из стекловолокна, вы с трудом нащупываете педаль газа, жмете что есть силы и начинаете двигаться с вполне заметным ускорением до 60 километров в час. На дорогу лучше не смотреть – с такой низкой точки она кажется сплошной полосой препятствий. Баранкой тоже особенно крутить не стоит – трехколесная тачка явно уступает четырехколесной в устойчивости. С этим чувством, что вы сидите на колченогом стуле, трудно справиться.
Непросто привыкнуть и к тому, что у де-юре настоящей машины нет задней передачи. Для того, чтобы радикально изменить направление, нужно вылезти наружу, обойти авто, схватить за специальную ручку, поднять и развернуть на 180 градусов.
Техника молодежных размеров
Глупо говорить, что P50 почти не «ест» топливо – разве так, нюхает. Движок объемом меньше полусотни кубиков, хоть и превосходит по мощи четыре лошадиные силы, зато «кушает» 2.8 литра на 100 км. И оснащен трехступенчатой механической коробкой передач.
Стоит добавить, что в получившемся автомобиле уже ничего не отнять и особо нечего добавить – на прототипах в начале 1960-х уже все перепробовали. Скажем, была версия с одним колесом спереди и двумя сзади. Этот седанный скутер Peel P55 идеально подходил для любителей острых ощущений – он так и норовил завалиться на бок.
В рекламе тоже не поизгаляешься – каких только трюков с машинкой не фиксировали на телекамеры! В одном из роликов P50 заволокли на верхний этаж Блэкпульской башни (благо, автомобиль элементарно вошел в лифт) и погоняли по смотровому балкону.
За три года первоначального производства, с 1962 по 1965 год, Peel Engineering Company собрали полсотни машинок. Примерно половина из них до сих пор бегает. А как минимум одна, проданная с молотка на аукционе Sotheby's в марте 2016 года, может похвастаться ценой солидного спортивного болида - 176 000 долларов!
Почему я так напираю на статус «первоначального» производства? Да потому что P50 вернули на конвейер предприятия в Саттон-ин-Эшфилде. Внешне – все та же игрушка. Доработке подверглись разве только подвеска, рулевое управление и трансмиссия. К глобальным переменам можно отнести все же реализованный задний ход. Из заметных перемен – цена. 13 700 долларов, чтобы не повадно было!