logo_gp_fr Recurso 6 image/svg+xml image/svg+xml
Фильтры
К другим материалам
Часы Марии Антуанетты
Одна из самых захватывающих историй о часах связана с жизнью Марии-Антуанетты, последней королевы Франции до Великой революции. Breguet Pocket Watch No. 160: самые сложные часы своего времени, их называют “граалем” или “Моной Лизой” в мире часового искусства.

Мария-Антуанетта всегда была окружена роскошью. Ее детство прошло при дворе матери, австрийской императрицы Марии-Терезии. Потом ее выдали замуж з адофина франции Людовика XVI, чтобы закрепить союз Бурбонов и Габсбургов, в 1774 стала королевой Франции. Беспечный образ жизни Марии-Антуанетты стал символом отстраненности монархов от забот простых граждан, что в конечном итоге сыграло свою роль в ее общественном восприятии и падении. Руссо приписывает ей фразу “Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!”

Легендарные часы

Среди многочисленных украшений Марии-Антуанетты были часы, созданные известным часовщиком Абрахамом-Луи Бреге. Считается, что часы заказал в 1783 году шведский граф Аксель фон Ферсен, гвардеец и любовник  королевы, по другим данным – неизвестный поклонник или она сама. Часы должны были воплощать в себе красоту и технологическое совершенство, служить настоящим произведением искусства.

Результат превзошел ожидания, часы отличились не только внешне, но и внутренне. Роскошный золотой корпус заключал в себя крайне сложный механизм. Но Марии-Антуанетте не суждено было получить долгожданный заказ – он был завершен уже после ее трагической смерти. Интересно, что Бреге не оставил работу и после казни королевы.

Устройство

Часы состоят из 823 компонентов и содержат все функции часов, известные на тот момент, в том числе следующие: вечный календарь, минутный репетир, термометр, хронограф, систему защиты от ударов – изобретение Бреге, перезвон, автоматический подзавод и независимую секундную стрелку. Чтобы продемонстрировать всю изобретательность устройства циферблат выполнен из прозрачного горного хрусталя. Материалы самые дорогие и долговечные – золото особого желтого цвета, платина, рубины и сапфиры. Даже сами шестеренки механизма сделаны из розового золота. Часы достойные королевы! Согласно отчетам компании Breguet, затраты на производство в конечном итоге составили колоссальную сумму в 30 000 франков — более чем в шесть раз больше, чем стоимость другой крупной работы Бреге (№ 92).

Дальнейшая судьба

Королеву казнили, а Бреге приговорили к гильотине связь с французским двором. К счастью, он дружил с Жан-Полем Маратом, одним из лидеров революции, который помог ему сбежать из страны. Бреге перебрался в Англию, несколько лет работал при дворе короля Георга III, а после, когда страсти улеглись, вернулся обратно в Париж. И добился там больших успехов! Он стал главным хронометристом военно-морского флота, членом Французской академии наук, получил орден Почётного легиона. Его имя до сих пор можно прочесть среди 72 имен выдающихся ученых, выгравированных под первым балконом Эйфелевой башни.

Часы, которые теперь назывались просто “Мария-Антуанетта” или № 160, Бреге доделывал, когда вернулся во Францию после вынужденного английского изгнания. Согласно архивам мануфактуры, в 1823 проект все еще находился в работе – мастер добивался идеала. В этом же году Бреге скончался, работу подхватил старший сын Антуан-Луи и его команда часовщиков. Проект был официально завершен только в 1827 – с момента заказа прошло больше 40 лет, за этот срок можно спроектировать и построить храм. Часы и стали своеобразным памятником ушедшей монархической эпохи.

Приключения часов на этом не закончились. В архивах Breguet нет свидетельств продажи часов, однако записано, что в 1838 году пожилой маркиз де ла Грое, в юности он был пажом королевы, отправлял часы на техническое обслуживание. Маркиз ушел из жизни и не успел их забрать. Часы либо вернулись, либо остались  в собственности компании. И только в 1887 году были проданы сэру Спенсеру Брантону, а в 1920-х годах перешли в коллекцию эксперта по Breguet Дэвида Саломонса. 

Его наследница Вера Саломонс подарила часы Еврейскому университету в Иерусалиме, откуда их в 1983 году украли из вместе с сотней других особо ценных экземпляров коллекции. Только в 2004 году история кражи случайно открылась общественности: жена Наамана Диллера, который в свое время обнаружил неработающую сигнализацию музея и просто вынес часы, после его смерти, попыталась продать «Марию-Антуанетту».

История получилась настолько захватывающая, что по ее мотивам Аллен Курцвейл написал целый роман «The Grand Complication».

В 2005 для музея сделали реплику. Инициатором выступил Николя Хайек, он бережно отнесся к наследию Марии-Антуанетты и для футляра новых часов выбрал любимый дуб королевы близ Версальского дворца. Дуб пережил все потрясения революций и войн, но его пришлось срубить. Коробка получилась достойной своего содержимого! Тысячи кусочков благородного дуба составили мозаику, изображающую руку Марии-Антуанетты с розой – напоминание о знаменитой картине придворной художницы Виже-Лебрен.

История часов “Мария-Антуанетта”, подобно зеркалу, отражает широкий социально-политический ландшафт Франции XVIII века. Эти часы воплощают в себе романтику и трагедию жизни королевы, демонстрируя при этом мастерство и достижения часового искусства. В современную эпоху часовое искусство продолжает развиваться, но  Breguet No. 160 остается непревзойденным шедевром, ценным во многом благодаря своей истории.


Комментарии
Авторизируйтесь, чтобы принять участие в обсуждении, подписываться на авторов, сохранять материалы и писать свои
Почитайте статьи на тему
Вход
Регистрация
Поделиться