Самая дорогая картина «Спаситель мира» принадлежит кисти итальянского художника эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. Цена полотна за последние 65 лет выросла с 45 фунтов стерлингов до 450 миллионов баксов.
Свою работу Леонардо написал для «Отца народа» - так называли Людовика XII. По условиям договора, на картине изображена фигура Христа. Одну руку он поднял с благословением, в другой держит прозрачную сферу.
Бесценная. В прямом смысле
Шедевр «мерцал» по миру, и пока работа принадлежала королям, о его стоимости (и вообще о возможности ее продать или купить) никто и не помышлял. Побывав в коллекциях Карла I и Карла II, «Спаситель мира» и вовсе «пропал с радаров» на пару сотен лет. «Всплыл» только в самом начале XX века в коллекции Фрэнсиса Кука и то исключительно по той причине, что сэр Кук почил.
Богатый торговец льном и текстилем собрал масштабную коллекцию из полутысячи картин, среди которых были и настоящие шедевры. Сегодня коллекцию, собранную викторианским бизнесменом, ставят в один ряд с другими великими коллекциями XIX века. И это при том, что до пятидесятилетнего юбилея сэр Кук не слишком интересовался искусством, предпочитая антиквариат. Это потом он решил собрать исчерпывающую энциклопедическую коллекцию. Так в списке его владений появились "Три Марии у гроба господня" Яна ван Эйка, "Старуха, готовящая яйца" Диего Веласкеса и "Пятая чума Египта" Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера. А еще в коллекции затесались шедевры Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, дель Сарто, Тициана, Тинторетто и Рафаэля.
На этом фоне картина Леонардо меркла. А все потому, что ее авторство не было подтверждено. Бытовало мнение, что «Спаситель мира» написан леонардесками – ломбардскими последователями Леонардо да Винчи. В 1958 году картина ушла с молотка в ходе торгов Sotheby's всего за 45 фунтов стерлингов. И следующие полвека о ней никто не вспоминал.
Подлинная история «Спасителя»
В XXI веке картину переоценили. Во-первых, стали несоизмеримо вдохновеннее относиться ко всему окружению Да Винчи. А во-вторых, искусствоведы нашли доказательства авторства самого великого Леонардо. Поначалу сомнительные, а потом и бесспорные.
Первым признали подлинность «Спасителя мира» в Национальной галерее в Лондоне. Исследуя пигменты краски «Спасителя» и «Мадонны в скалах» (эта работа находится в фондах музея), сотрудники галереи доказали их абсолютную идентичность.
Кроме того, нашлись эскизы «Спасителя» и гравюра 1650 года с надписью «Леонардо да Винчи нарисовал это». Общий вид и даже детали костюма на картине совпадают с первоначальными эскизами мастера, выставленными в Виндзорском замке.
Наконец, художественный принцип сфумато. Это изобретение Леонардо, благодаря которому его портреты буквально «оживают». Да Винчи затемнял части рук и лица, добивался плавных переходов от света к тени, чтобы привнести эффект туманности. По такому же принципу «скроена» сама «Мона Лиза»! Кстати, черты лица «Моны Лизы» и «Спасителя», что называется, похожи до степени смешения. Присмотритесь, глаза, нос, волосы и верхняя губа выглядят буквально одинаково.
Неочевидно, но факт. Переписанная ладонь – правки видны невооруженным глазом -свидетельствуют об оригинальности произведения.
Сомнения оставались разве только из-за ошибки в изображении сферы. Если руководствоваться наукой о преломлении и искажении света, проходящего через кристаллический шар, отражение шара должно показать перевернутое изображение туники Христа и его руки. Но на работе этого нет. Возражения, что Леонардо не обратил на это внимания, не принимаются – автор был великий физик и оптик. В оправдание Леонардо ученые сошлись во мнении, что Да Винчи решил сознательно игнорировать отражение сферы, чтобы подчеркнуть Божье господство над законами естественного порядка.
Область заоблачных цифр
С новыми знаниями о работе Да Винчи цена «Спасителя мира» быстро пошла вверх. В 2005 году арт-дилеры Роберт Саймон и Алекс Пэрриш купили ее на аукционе в Новом Орлеане за 1000 долларов. Следующая официальная продажа - швейцарскому арт-дилеру Иву Бувье в 2013 году. Шедевр оценили уже в 80 млн долларов. Вскоре картину перепродали российскому бизнесмену Дмитрию Рыболовлеву – уже за 127,5 млн долларов.
Наконец, последняя на сегодня сделка оценивается в 450 млн долларов. Считается, что «Спасителя мира» Леонардо Да Винчи приобрели от имени фактического правителя Саудовской Аравии, наследного принца Мухаммеда бен Салмана.
На этом детективная история, связанная с картиной из 1500 года, практически завершилась. Остался буквально один штрих. В 2019 году общественность била в набат – шедевр исчез из филиала парижского Лувра в столице Объединенных Арабских Эмиратов Абу-Даби! Власти ОАЭ успокоили активистов, что картина в целости и сохранности, она украшает внутренние покои яхты Мухаммеда бен Сальмана Аль Сауда. И будет находиться там до тех пор, пока власти Саудовской Аравии не построят культурный центр в регионе Эль-Ула в провинции Эль-Мадина.
Весь мир затих и ждет. Параллельно идут все новые и новые экспертизы картины. Ученые заявляют, что да Винчи «только способствовал» работе, и её подлинность не может быть подтверждена.