Джефф Кунс – самый дорогой художник из ныне живущих. Он распоряжается полумиллиардным личным состоянием и формирует вкусы молодых. Еще бы, только один его «Кролик» тянет на 91 млн долларов!
Участник замечательной пятерки самых состоятельных художников современности, многодетный отец и гениальный бизнесмен от искусства Джефф Кунс родился 21 января 1955 года в Пенсильвании. Свои таланты он проявил еще в нежном возрасте. Первая «персоналка» Кунса прошла в отцовском мебельном магазине. Причем, некоторые выставленные рисунки купили сердобольные посетители! Уже тогда Джефф обожал Сальвадора Дали, хотел славы и денег. Чтобы приблизиться к известности и роскоши, он устроился в Музей современного искусства Нью-Йорка билетером. А потом получил лицензию брокера и какое-то время работал на бирже.
От задорно до порно
Джефф окончил Художественный институт в Мэриленде, но это мало что изменило. Он не планировал дотошно прокрашивать холсты или реалистично лепить чьи-то головы. Его занимал экономный в изобразительных средствах концептуализм. Показательна его работа 1985 года «Три мяча 50/50 Бак». Не поверите, но это ровно три баскетбольных мяча в воде, наполовину заполняющей прозрачную ёмкость.
Хотелось быстрого и шумного успеха. Такой можно было заполучить, только «присоседившись» к масс-культу. И Джефф начинает серию «Банальность». Тут вам и деревянный «Медведь и полицейский», и фарфоровая «Розовая пантера», и фарфоровый же «Святой Иоанн Креститель»… Тему можно было закрыть после позолоченной скульптуры Майкла Джексона в натуральную величину. Художник так и сделал. А в самом начале 90-х некий счастливый коллекционер выкупил «Michael Jackson and Bubbles» на Сотбис за пять миллионов долларов.
К этому времени концептуализм с минимализмом художнику окончательно наскучили. Он переключился на еще более понятный для аудитории и празднично-яркий нео-поп. Так в «палитре» Кунса появились продолговатые стальные объекты, имитирующие воздушные шарики. Он оперировал с ними, как с лего. Крутил фигуры, словно бы повторяя клоунские замашки по воспроизводству всевозможной живности из воздушных шариков.
А потом женился на итальянской порнозвезде Чиччолине. Так художник решил вопрос со скандальной узнаваемостью и с выбором темы для творчества. Брак продержался недолго, зато успех серии «Сделано на небесах», в которой он изваял самого себя и мать своего первого ребенка в рискованных позах – был оглушительным.
Анимализм бьет минимализм
Работы Кунса будоражат. Одни – своей грубой телесностью и скандальным содержанием, другие – игровым, детским началом. Динамический диапазон работ художника такой: от «милоты», которая отсылает нас к уютным первым пятилеткам нашей жизни, до «бесстыдства», где мы видим реализацию наших самых смелых и грязных желаний. Кунс сам объясняет свой выбор тем сильными эмоциями. Детство, секс, власть. Действительно, что еще занимает всех без исключения! Причем, нашего героя не заботит знак нашего отклика на его работы – важнее, чтобы эта реакция была бурной, безотлагательной и долгой – ненависть так ненависть, любовь так любовь.
Не слишком его волнуют и обвинения в плагиате. Дескать, искусство – это вообще вопрос компиляции. Если вдруг случаются проигрыши в судебных тяжбах по поводу авторства – без излишних печалей платит по счетам. И снова компилирует.
Как начал с 13-метровой скульптуры "Щенок", так и добрался до «Кролика» - со всеми остановками. Публика умиляется, критики злословят, называя эти шедевры противоположностью Давида Микелланджело и вообще противоположностью искусства. И строят свои теории, объясняющие феноменальный успех этих поделок, стоящих целые состояния.
Как-никак, титул самого дорогого художника в мире, Кунс заработал дважды. Сначала, в 2013 году, за скульптуру "Собака из воздушных шариков" – ее оценили в 58,4 миллиона долларов. Только с пьедестала его сбросил Дэвид Хокни со своим "Портретом художника" за 90,3 миллиона. Но Кунс собрался с силами и восстановил статус-кво «Кроликом», взявшим планку в 91.2 миллиона долларов. И это при том, что работа совсем не новая и даже не особенно оригинальная. Изначально ведь существовало три «Кролика». Двоим выпала бурная выставочная жизнь. И только проданный «брат» вел замкнутый образ жизни в частной коллекции и ни разу не демонстрировался публично.
Фабрика-кухня художника
Джефф прекрасно устроился и молодо выглядит. Отчасти потому, что не горит на работе. Замыслы за него воплощают «подмастерья». Вернее, на художника работает целый завод. Так повелось с 80-х. Кунс лишь придумывает эскизы на компьютере, остальное препоручает сотне профессионалов – отделу компьютерной графики, живописному отделу, лаборатории по «сборке» пластиковых или металлических шедевров. Компания Jeff Koons LLC, насчитывающая 135 сотрудников, занята только тем, что исполняет волю своего патрона. В среднем 10 картин и 10 скульптур, а оборот компании приближается к миллиону долларов.
Освободившееся время художник тратит на проекты – достаточно упомянуть обложку альбома Artpop Леди Гаги – и семью. В браке Кунса c Джастин Уилер семеро детей – и всех их художник на викэнды вывозит на фамильное ранчо, в котором сам когда-то вырос. «Для того, чтобы познавать настоящую жизнь», приговаривает он. Ведь остальное время он создает мифы, наклеивает ярлыки, штампует фантомы, которые дают нам, обывателям, повод и энергию спорить о содержательности и ценности современного искусства.