Расточитель королевского синего
Весь Микеланджело и особенно его настенная фреска «Страшный суд» - во все времена вверху списка самых-самых. Не только по изобразительному мастерству, но и… по стоимости материалов. А все потому, что зрелый уже мастер не жалел ультрамарина.
В XVI веке королевский синий получали из полудрагоценного минерала под названием лазурит. Материал неуправляемо дорогой, потому что импортный. Его везли сильно издалека - из Афганистана через Венецию. Отсюда и цена - пятикратно своему весу в золоте.
Расплескалась синева
Строго говоря, название «лазурит» появилось на пару веков позже, в раннем средневековой Италии его обозначали как Lapis Lazzuli или «ляпис-лазурь», а во Франции — Pierre d’Azur. В отличие от нестабильного названия ценность минерала всегда оставалась образцовой. Символом богатства и безграничных возможностей лазурит был задолго до исторического времени. В руках ученых побывала фигурка египетской богини истины Маат из лазурита, датированная пятым веком до нашей эры. Уже в те времена волшебный камень из Афганистана везли в Китай, Египет, Византию и Рим.
А уж там, скажем, в Древнем Египте, его ценили по достоинству. Называли «сыном неба» и посвящали фараону как наместнику бога Солнца Ра на Земле. Из него делали погребального скарабея, чтобы оставить на века в сердце мумифицированного вельможи.
Не меньше лазурный камень уважали и шумеры. Они почитали его как символ верховного божества неба Инанны. И старались декорировать этим божественным минералом с вершин Памира буквально все – от ножен и амулетов до стен храма.
На родине самоцвета к нему относились с трепетом еще раньше – к бадахшанским копям строго воспрещалось приближаться простым смертным. Нарушителей жестоко карали. Работяги, добывающие минерал, тоже не могли воспользоваться красотой – надсмотрщики приковывали их к стенам шахт. Священным лазуритом мог владеть только эмир.
В индийской культуре такую краску могли использовать только для изображения Будды Медицины «Владыки Лазуритового Сияния». Так индусы подчеркивали его мудрость и чистоту.
Божественная лазурь
В средневековой Европе из толченого лазурита начали производить пигмент ультрамарин. И минерал дорогой, и процесс создания синей краски невероятно сложный – все это сказывалось на цене. Мало кто мог себе позволить небесно-синий! А если цвет все же появлялся в картине – это свидетельствовало о богатстве заказчика или самого художника.
Рафаэль экономил ультрамарин для верхнего слоя красок. А Вермеер чуть не довел себя до долговой ямы, используя синий для "Девушки с жемчужной сережкой". Микеланджело далеко не сразу смог его себе позволить – только в зрелости. Причем, и молодой, и пожилой Микеланджело работал над фресками в Сикстинской капелле, расположенной в резиденции Папы в Ватикане в Италии – есть с чем сравнить.
Сначала он расписал потолок – изобразил на сводах сцены из библейской Книги Бытия. На это у художника ушло четыре года, с 1508 по 1512 гг. До настоящего времени сохранились 47 фресок этого периода. Автор создавал их, получая фиксированную сумму за всю работу, включая материалы. Чтобы не обнулить свой заработок, приходилось экономно обращаться с дорогими цветами. Лазурного на этом этапе почти нет.
Потом Микеланджело взял четвертьвековой «отпуск». Все это время он успешно работал на семью Медичи во Флоренции. Десятилетия выдались непростыми – Медичи сначала потеряли власть, потом снова вернулись «наверх». А Буонарроти вернулся в Рим.
Папа Климент VII поручил художнику вернуться к росписи Сикстинской капеллы, взяться за новую фреску на алтарной стене. И хотя Папа вскоре умер, его преемник Павел III довел дело до конца. В этот раз Микеланджело оговорил сумму за работу отдельно. Предполагалось, что материалы будут за счет Папы. Ультрамарин можно было не жалеть.
Страшный суд
Изображение Второго пришествия Иисуса Христа и окончательного Божьего суда над человечеством наделало много шума. Микеланджело выписал более 300 фигур. В центре – безбородый Христос с рельефными мышцами, его образ вдохновлен Аполлоном Бельведерским, который был доставлен в Ватикан папой Юлием II.
На фреске – сплошное движение. Спасенные встают из могил, а проклятые низвергаются в ад. За нижний мир «отвечает» Харона, напоминающий дохристианскую - греческую и римскую мифологию. Спасибо за своевременную подачу Данте!
На фреске Микеланджело изобразил и себя. Он рядом с Христом, прямо под его левой ногой в облике святого Варфоломея с собственной кожей в руках. Испытывая веру, с апостола содрали кожу, а затем обезглавили.
Кроме того, в ряду проклятых он вывел церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена в роли мифологического судьи подземного мира Миноса. На фреске у него ослиные уши, змеи обвивает его тело, причем, одна из них кусает его достоинства.
Все отступления от канона вызвали эффект разорвавшейся бомбы. Художника просили наказать, а его произведение исправить. По легенде, Папа отшутился, что его власть не распространяется на ад, поэтому даже спорный портрет должен остаться. Микеланджело закончил работу в 67 лет, в 1541 году. И прожил после выполнения этого заказа еще долгие 23 года.
Но в финале своей жизни столкнулся с реформами религиозного искусства, введенными Тридентским собором в 1563 году. Высочайшим постановлением было решено очистить храмовые пространства от всего "суеверного" или "похотливого". Фигуры на фресках великого итальянца решили «одеть». Изменения производили в технике альсекко, а не фрески, поэтому цензурные наслоения сравнительно легко смогли убрать в 1980 - 1994 -х годах, когда в капелле проходила глобальная реконструкция под руководством главного реставратора Ватиканской лаборатории Фабрицио Манчинелли. Впрочем, удалить получилось лишь половину средневековой цензуры.