logo_gp_fr Recurso 6 image/svg+xml image/svg+xml
Фильтры
В магазин
Готика по-американски

Эта картина за без малого сотню лет стала культом американцев. Было дело, ее отвергали за образ мрачных религиозных фанатиков. Потом, в великую депрессию, ее воспринимали как торжество несгибаемого работящего фермера, готового превозмочь невзгоды. Называли ее и комической валентинкой. Сегодня картина Гранта Вуда – дорогой выставочный объект, любимый повод для иронии и посвящений.

Один из основателей регионализма Грант Вуд родился в крохотном американском городке Анамоса на востоке штата Айова в конце XIX века. Его жизненный путь – искания и сомнения. Мальчик рос «рукастым» и самодостаточным. После смерти отца он с матерью переехал в Сидар-Рапидс и получил свою первую работу - подмастерья в местной металлообрабатывающей мастерской.

Работящий художник

После школы Вуд поступил в Гильдию ремесленников. Работа ювелира обеспечивала Гранту стабильный доход – он мог сосредоточиться на карьере живописца. Неудивительно, что ему удалось поступить в Чикагский художественный институт. Впрочем, даже в армии он, скорее, был бутафором-декоратором, чем солдатом или художником. На фронте Первой мировой войны он разрабатывал камуфляжные сцены.

В 1919 году его приняли преподавателем младших классов средней школы в системе государственных школ Сидар-Рапидс. В свободное от педагогики время – летом - Вуд год за годом отправлялся в Европу, чтобы изучать лучшие образцы искусства. А в 1923 году не выдержал и остался в колыбели классического искусства на целый год. Новаторские стили вроде постимпрессионистов и экспрессионистов ему «не зашли». Зато Грант вдохновился творчеством старинных мастеров, а особенно картинами Яна ван Эйка. Манера и техника письма великого голландца стали идеалом творчества для молодого живописца.

Вернувшись в США, художник на три пятилетки закрепился в своей студии на Тернер-аллее, 5. Адрес пришлось выдумать, потому как у этого чердака каретного сарая первоначально никакого адреса не было. Здесь Вуд стал выдающимся мастером пейзажного, бытового и портретного жанров. А еще - теоретиком искусства, не зря он много выступал с лекциями по всей стране и вел активную преподавательскую деятельность.

В своем творчестве он воспевал жизнь простых жителей американской деревни и маленьких городков. Всю свою жизнь, буквально до самой смерти, Вуд был активным художником. Причем, не только как станковый живописец, но и как график, активно сотрудничавший со СМИ – для этого он использовал технику литографии, тушь или уголь, и как прикладник – он работал с керамикой, металлом и деревом. Чего он только ни делал!

Регионализм

Вуд еще в молодости взял курс на регионализм. Это движение захватило весь Средний Запад, продвигая фигуративную живопись на сельские американские темы и сопротивляясь «тлетворному влиянию» европейской абстракции. Вуд, а также Джон Стюарт Карри и Томас Харт Бентон, составляли костяк движения.

Когда началась Великая депрессия, Вуд решил всецело поддерживать «правильных» художников, выбравших реалистичную манеру и разделивших идеи регионализма. Для них он организовал Художественную колонию Стоун Сити в загородном поместье Джона Грина. Здесь страждущим не только давай угол, но и работу по специальности. Колонии удалось протянуть пару лет, после чего она все же закрылась из-за долгов. Все эти годы Вуд на своих полотнах частенько изображал обычную жизнь местных фермеров. И как-то даже заявил, что все хорошие идеи приходили к нему, когда он доил корову. «Американская готика» - один из таких холстов, который почему-то подхватила и начала активно тиражировать самая разношерстная публика. Эта работа напоминает семейный фотопортрет. Здесь вам и угрюмый фермер, и его дочка – целая семья. В руках у лысоватого фермера вилы, с помощью которых он как бы всегда готов защищать традиционные ценности от непрошенных гостей.

Примечательно, что на этой картине все не случайно. Взять хотя бы дом. Это реальная постройка, которую Вуд приметил в городке Элдон. Его возвели в популярном в то время в США стиле плотницкой готики, напоминающей архитектуру Средневековья.

Модели тоже не абы кто. «Дочерью» художник назначил свою родную сестру, тоже художник Нэн Вуд Грэм, а роли фермера выступил семейный стоматолог Байрон Маккиби. Для реализации своего плана Вуд искал старомодную одежду, а когда не нашел, попросил сестру пошить себе фартук и покрыть его кружевами со старых платьев матери.

С «Американской готикой» Вуд даже поучаствовал в конкурсе, организованном Художественным институтом Чикаго. Однако, картина не вызвала особого восторга, некоторые из членов жюри даже поиронизировали над ней. Однако, смотритель музея все-таки настоял приобрести эту картину. В итоге художник занял на конкурсе третье место и получил вознаграждение в размере $300. Так она и висит в Художественно институте и очень редко показывают в других галереях. А Европа смогла познакомиться с полотном так и вовсе в 2016 году.


Комментарии
Авторизируйтесь, чтобы принять участие в обсуждении, подписываться на авторов, сохранять материалы и писать свои
Почитайте статьи на тему
Вход
Регистрация
Поделиться